Новые поступления Московского дома фотографии: дореволюционная скука напротив советской агитки

На выставке новых поступлений в Московском доме фотографии показывают кадры из жизни двух семей – дореволюционной Веденисовых и советской Филипповых, их разделяют двадцать календарных лет и социальная и стилистическая пропасть

Интеллектуальное изящество кураторов редко встретишь на наших выставках – то материал набирается под тему «до кучи» и скрепляется только словами, то экспозиция иллюстрирует страницы учебников истории или искусствоведения. Но неожиданные яркие и выразительные сопоставления, заставляющие заново ужаснуться известному, случаются.

На выставке новых поступлений Московского дома фотографии два музейных приобретения прошлого года встретились вроде невольно.

Самый первый и очень известный советский фоторепортаж «24 часа из жизни Филипповых» был придуман Леонидом Межеричером и снят Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом в 1931 г. по заказу агентства «Фотосоюз». Он много раз воспроизводился в советской прессе и был напечатан в немецком рабочем журнале «A-J-Z», после чего европейские трудящиеся приехали в Москву лично убедиться, так ли живет семья рабочего завода «Красный пролетарий», как им показали. О чем также был снят фоторепортаж.

«Семь часов утра, час, когда вся семья в сборе. За утренним чаем Николай Федорович, Анна Ивановна, дочери Соня и Варя, сыновья Костя, Коля и маленький Витя. Через полчаса каждый направится по своим делам. В Советском Союзе нет людей без дела. Даже Витя это подтвердит» – подпись к первому кадру и его описание.

Многодетная семья на снимке очень бедна, несмотря на блестящий самовар посреди стола и уютный фикус в углу, и члены ее явно не рады наступающему дню и веселому пенью гудка. Фотографии рабочей столовой, продуктового распределителя, детского сада (маленький Витя делает там дела) и покупки костюма (старшему сыну, за 44 руб. по ордеру) и на нынешний взгляд рассказывают о жизни незавидной, тяжелой. А ведь динамичное построение кадров и пронизывающий их свет явно придают фотографиям оптимизма и энергии, не заметных в лицах Филипповых и окружающих их людей с натужными улыбками.

Вот в семье ялтинского фотографа-любителя, дворянина и выпускника Московской консерватории Петра Веденисова, знакомца Чехова и Шаляпина, судя по его снимкам, все действительно было хорошо. За три года до начала мировой войны – к этому времени относятся поступившие в музей цветные стеклянные фотопластины, автохромы, на которых Веденисов запечатлевал собственное и дружественные ему семейства, дам в красивых народных костюмах, а также виды дома и сада, густо наряженную пушистую рождественскую елку.

В семье Петра Веденисова тоже было пятеро детей с простыми русскими именами, но лицо его изящной жены Веры Николаевны на фотографиях если и слегка напряжено, то только из-за очень большой розовой шляпы, щедро украшенной цветами. Дети – Веденисовых и их друзей Козаковых – на снимках мало улыбаются, им явно нелегко надолго замереть у фотоаппарата (автохромы требовали долгой выдержки), но это послушные и воспитанные дети, не знавшие детсадовских дел.

Автохромы Веденисова композиционно просты, герои их не скрывают, что позируют, фотограф никого и ничего не приукрашивает, возможно, и не умеет этого. Но покой, стабильность и благополучие дореволюционные снимки транслируют четко, а крымские сады с пальмами и фикусами рядят тогдашнюю жизнь в райскую.

Через десять лет, мы знаем, не будет ни покоя, ни шляп с цветами, а еще через десять – хозяевами жизни станут другие люди, которые о цветущем благополучии Веденисовых и не мечтают. Для них фикус и в горшке райское дерево, замена запрещенной рождественской елки. Кто бы объяснил, почему так случилось.