Мордашов не выкупает

Миноритарии «Силовых машин» не дождались оферты от компании Highstat Алексея Мордашова, которая в декабре консолидировала более 75% акций концерна

«Силовые машины»

Машиностроительный концерн. Основной владелец – Алексей Мордашов (95,3%). Выручка (МСФО, 9 месяцев 2011 г.) – $1,3 млрд. Чистая прибыль – $238,9 млн.

До недавних пор Highstat владела 70,3% акций «Силовых машин». А 1 декабря компания объявила, что сделка по выкупу у Siemens 25% плюс 1 акция концерна закрыта. Доля Highstat выросла до 95,3%. А поскольку при этом был перейден порог в 75%, компания была обязана выставить в 35-дневный срок оферту остальным акционерам, говорит старший юрист Goltsblat BLP Антон Панченков. Этот срок истек 4 января. Но оферта так и не была выставлена, рассказали «Ведомостям» два миноритарных акционера компании и источник, близкий к Highstat. Представитель Highstat от комментариев отказался. Близкий к Highstat источник уверяет, что оферта будет, но позже.

Цену оферты должен определять независимый оценщик. Это должна быть максимальная из двух величин – цена аналогичной сделки (в данном случае – с Siemens) или средневзвешенная на бирже за предыдущие шесть месяцев торгов. Но «Силовые машины» 27 декабря провели делистинг, так что считать оферту по средневзвешенной цене нельзя. После истечения срока оферты Highstat вправе принудительно выкупить пакеты оставшихся миноритарных акционеров «Силовых машин» (равно как и последние – потребовать того же самого), отмечает Панченков. Принципы определения цены оферты те же, добавляет он.

Если бы оферта была объявлена до того, как акции «Силовых машин» прекратили торговаться на бирже, то на выкуп 4,7% акций пришлось бы потратить 2,6 млрд руб. А теперь миноритарии c опаской ждут оферту. Сумма сделки с Siemens может оказаться низкой. Так что в случае принудительного выкупа останется только пытаться оспорить оценку в суде, признался один из владельцев бумаг. Похоже, в любом случае заработать не удастся, огорчается другой. Нервозности миноритариям добавляет то, что неясно, как Highstat оплачивала купленный пакет – деньгами или, например, еще и акциями нового СП с «Силовыми машинами», замечает аналитик RMG Андрей Третельников.

При этом никакие санкции за затягивание оферты Highstat фактически не грозят, говорит Панченков. Пока компания может голосовать только 75% акций, добавляет он. Но существенной роли это не сыграет. 75% хватит, чтобы принять любое решение. Пауза могла понадобиться Мордашову, например, для того, чтобы дождаться годовой отчетности, которая может повлиять на цену оферты, рассуждает Панченков.

Мордашов не отличается деликатностью в обращении с миноритариями, замечает Третельников. Например, 30 ноября «Северсталь» объявила о выделении золотодобывающей Nord Gold, закрыв реестр акционеров для участия в этой сделке днем ранее. Это вызвало бурю эмоций среди миноритариев компании.