RBS нашел излишки

Royal Bank of Scotland (RBS) начинает реструктуризацию. Объем инвестиционных сделок должен сократиться, а сами они – лишиться фондирования от розничного бизнеса

Банк рассматривает возможность продажи или закрытия бизнеса по торговле акциями, корпоративного брокерского обслуживания, операций на рынке акционерного капитала, а также бизнеса по слияниям и поглощениям. «Мы ведем переговоры с несколькими потенциальными покупателями, хотя гарантии сделок нет», – говорится в заявлении RBS.

«Мы уходим из бизнесов, которые не приносят прибыли и в которых у нас более слабые позиции в обслуживании клиентов, чем у ведущей группы конкурентов», – цитирует Bloomberg письмо гендиректора RBS Стивена Хестера сотрудникам банка.

RBS расплачивается за десятилетие поглощений. Под руководством предыдущего гендиректора Фреда Гудвина банк приобрел $140 млрд активов, в том числе часть бизнеса нидерландского ABN Amro – это приобретение едва не стало для RBS фатальным. В кризис британское правительство национализировало банк, влив в него 45,5 млрд фунтов капитала. Стоимость госпакета сейчас составляет 27 млрд фунтов. В сентябре правительственная банковская комиссия рекомендовала RBS изолировать розничные операции от инвестбанкинга, чтобы инвестиционный бизнес не получал дешевого финансирования за счет розницы. Позже идею сокращения инвестбанкинга с целью уменьшения рискованных активов на балансе RBS поддержал министр финансов Джордж Осборн. С 2008 г. RBS сократил активы инвестбанковского подразделения до 399 млрд с 874 млрд фунтов.

В общей сложности RBS сократит 4800 рабочих мест, сообщает Bloomberg. Сильнее всего пострадает инвестбанковский бизнес, где к 2015 г. останется 13 500 позиций, или на 29% меньше, чем сейчас. В худшем случае в подразделении может остаться менее 10 000 человек, рассказали FT люди, знакомые с ситуацией в банке. С начала кризиса RBS сократил 35 000 рабочих мест. «Сотрудники RBS постоянно сталкиваются с бесконечными спекуляциями и отсутствием определенности по поводу их будущего, – говорит представитель профсоюза Unite labor union Дэвид Флеминг, – терпение лопнуло» (цитата по Bloomberg).

То, что останется от инвестбанкинга RBS, будет разделено на «Рынки» и «Международный банкинг», которые будут работать с фиксированной доходностью, валютными операциями, долговым финансированием и управлением рисками. Активы, взвешенные с учетом риска, снизятся с 225 млрд до 150 млрд фунтов. «Цель этих изменений – сильнее сфокусироваться на клиентах, работать с более консервативным финансированием, сделать бизнес лучше и эффективнее, приносить стабильные доходы акционерам», – заявил Хестер.

Вчера к 19.00 МСК акции RBS подорожали на 5,96%.

Запрос «Ведомостей» о том, как реструктуризация коснется российского бизнеса, RBS вчера оставил без ответа. Его реструктуризация не коснется, он и так соответствует новым требованиям, знает один из его контрагентов.