Невыгодные лекарства

Фармацевтические компании второй год подсчитывают потери: они пытаются адаптироваться к изменившимся из-за усиления госрегулирования цен правилам игры на рынке

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

В январе — ноябре 2011 г. объем коммерческого рынка лекарств вырос на 17% до $14,1 млрд, а в упаковках — на 2,8% примерно до 4,1 млрд. Данных за полный год пока нет, но рынок за 2011 г. мог вырасти до $15,4-15,5 млрд (+16%), а с учетом больничных закупок и поставок по программам льготного лекарственного обеспечения — до $22,8 млрд (+14%), прогнозирует «Фармэксперт». По прогнозу DSM Group, к концу 2011 г. коммерческий рынок мог увеличиться на 14% до 461 млрд руб., общий объем фармрынка — на 12% до 746 млрд руб. (все — в ценах конечного потребителя).

Потребители покупают больше лекарств и переключаются на более дорогие аналоги в том числе и из-за относительно стабильного уровня цен: государство регулирует наценки для существенного объема рынка, объясняет директор по исследованиям и консалтингу «Фармэксперта» Николай Беспалов.

В январе — ноябре в рознице средняя цена на лекарства из списка ЖНВЛП составила $2,44 — на 9% больше, чем годом ранее, подсчитал «Фармэксперт». Во многом рост обусловлен переключением покупателей на более дорогие лекарства (в ЖНВЛП включаются международные непатентованные наименования (МНН), т. е. действующее вещество препаратов, а не их торговые марки), этот переход стимулируют и работники аптек, которые заинтересованы в продаже более дорогих препаратов, говорит Беспалов. По данным гендиректора DSM Group Сергея Шуляка, цены на жизненно важные лекарства за прошедший год выросли на 2% — из-за динамики курса валют и методики расчета цен.

Не входящие в список препараты подорожали, по данным «Фармэксперта», гораздо заметнее: в среднем на 15% до $2,74 из-за роста наценок (данные за январь — ноябрь). DSM Group тоже заметила подорожание, но более скромное — на 10-11% по итогам года — из-за необходимости компенсировать за счет этих препаратов потери от необходимости продавать ЖНВЛП.

Эксперименты розницы

Аптеки, чтобы компенсировать рост налогового бремени (с 1 января 2011 г. они перешли с уплаты единого налога на вмененный доход на общую систему налогообложения, а вместо единого социального налога в 14% от фонда заработной платы платят страховые взносы в 34%. — «Ведомости»), ищут способы увеличить рентабельность. Один из самых популярных способов 2011 г. — эксперименты с форматами. Об открытии дискаунтеров объявили «Группа A5» (бренд «Норма»), сеть «Радуга» («Радуга эконом»), санкт-петербургская «Первая помощь» («Ленинградские аптеки»), «Ригла» («Будь здоров!») и петербурский «Фармакор» («Экономь!»).

Переформатирование части аптек «Ригла» в формат дискаунтеров стало одним из факторов роста розничного сегмента «Протека», говорил представитель группы. За девять месяцев 2011 г. выручка аптек группы выросла на 17,3% до 9,95 млрд руб. против на 4,3% (до 8,48 млрд руб.) годом раньше. В аптеках, работающих больше года, чеков стало на 5% меньше, зато средняя покупка подорожала на 4,6%. Аптеки «Будь здоров!» к 30 сентября 2011 г. принесли 10,3% от всей выручки розничного бизнеса группы, писал «Протек» и указывал, что в дальнейшем планирует расширить сеть-дискаунтер: до 50% от общего числа торговых точек, обещал президент «Протека» Вадим Музяев, не указывая, правда, конкретных сроков. Открытая форма торговли (в ней работает «Ригла») уступает дискаунтерам по росту трафика, рассказывал Музяев: трафик в аптеках «Будь здоров!», открытых на месте бывших аптек «Ригла», выше примерно на 20% (пока компания не дает сопоставимые продажи по аптекам «Будь здоров!»).

«Дискаунтер дает хорошие продажи и хорошую оборачиваемость лекарств, в этот формат легко войти, его легко копировать, но трудно выйти», — предупреждал в интервью «Ведомостям» совладелец аптечной сети «36,6» Артем Бектемиров. Этот формат, считает он, не стимулирует развития и часто приводит к банкротству бизнеса, «в том числе из-за подрыва доверия покупателя». «36,6» пошла по другому пути — сеть сделала ставку на развитие собственных торговых марок (СТМ).

Собственные марки уже есть в ассортименте «Риглы» и А5. По некоторым продуктам под СТМ маржа может быть выше, чем по обычным препаратам, на 60-80%, по другим — вдвое, рассказывал «Ведомостям» председатель совета директоров группы А5 Роман Буздалин. Общая маржа по СТМ — около 63%, при этом рентабельность в лекарственном сегменте — около 23%, в парафармацевтике и сопутствующих товарах — около 40%, говорила директор по развитию портфеля «36,6» Александра Вантье. А представитель «Риглы» указывал, что маржа в СТМ в два раза выше, но цифр не раскрывал.

Еще один путь решила опробовать A.v.e group, созданная бывшими топ-менеджерами аптечных сетей «Доктор Столетов» и А5 Владимиром Кинцурашвили и Иваном Саганелидзе. В декабре она объявила об открытии аптек в новом для рынка премиальном сегменте — со средним чеком в 2500 руб. (в сентябре 2011 г. средний чек в А5 составлял около 300 руб., в московской «Ригле» — около 400 руб.). Рентабельность люксовых аптек — около 5% при средней рентабельности аптек — около 1,5%, говорил Сергей Шуляк.

Дистрибуция на грани рентабельности

По итогам 2011 г. операционная прибыль финской Oriola-KD (ей в России принадлежит фармдистрибутор «Ориола» и аптечные сети «Старый лекарь» и «03») составит 12-15 млн евро (без учета единовременных выплат и обесценивания), ожидает компания. В 2010 г. Oriola-KD получила операционный убыток в 29,4 млн евро, а годом ранее — операционную прибыль в 8,3 млн евро. Убыток возник из-за переоценки нематериального актива — бренда аптечной сети «Старый лекарь»: он подешевел на 33,4 млн евро, объясняла компания. В этом году операционная прибыль Oriola-KD снизится из-за операционного убытка (особенно в дистрибуции), который компания получила в России, объясняет финский фармдистрибутор. На рентабельность фармдистрибуторов влияют усиливающаяся конкуренция и перенасыщенность, объясняет директор по коммуникациям российского подразделения Oriola-KD Елена Пархимович.

«Протек» прогнозов по итогам года не дает, говорит представитель компании. За девять месяцев 2011 г. выручка сегмента «дистрибуция» увеличилась на 0,5% до 65,75 млрд руб., сообщал «Протек» в квартальной отчетности: на коммерческом рынке продажи выросли на 7,4%, а на бюджетном — снизились на 23,2%. Снижение связано в том числе с изменением правил работы на бюджетном рынке и с экономической целесообразностью операций компании на этом рынке, указывала компания.

Для «Катрена» текущий год был «прекрасным»: оборот вырос на 20%, прибыль — в два раза, говорит гендиректор и совладелец компании Леонид Конобеев. Выручка «Катрена» в 2010 г., по предварительным данным, составляла 66,3 млрд руб. (без НДС), рентабельность — 1%, писала компания.

В дистрибуции средняя рентабельность составляет 1,5-2,5%, в 2009 г. до введения регулирования наценок на ЖНВЛП — около 3-3,5%, говорит Николай Беспалов.

В этом году активно развиваются «средние» компании: прибыльность опта значительно снизилась с введением регулирования наценок, поэтому компаниям важно наращивать оборот, чтобы получить приемлемый уровень прибыли, отмечает Беспалов. За девять месяцев 2011 г., по данным «Фармэксперта», долю рынка в сегменте прямых поставок (в аптеки и лечебные учреждения, а не другим дистрибуторам) снизили все дистрибуторы, входящие в топ-5 («Протек», «Катрен», «СИА интернейшнл», «Роста», Alliance Healthcare Rus), писал «Фармэксперт». В ближайшее время в оптовой и розничной торговле будет происходить активная консолидация, не исключают Беспалов.

Производство

Замедлились темпы роста и у производителей. Объяснений этому три, считает гендиректор «Фармэксперта» Николай Демидов: ценовое регулирование, выход из-под патента некоторых препаратов (например, противоопухолевого анастрозола, цена на который упала более чем в 8 раз) и отсутствие эпидемии, которая была в начале этого года и особенно в конце 2009 г. Российские производители жизненно важных препаратов в 2011 г. могли повысить цены на 8% (уровень установленной инфляции. — «Ведомости»); цены зарубежных производителей ЖНВЛП заморожены уже два года; в госзакупках основным мерилом успеха стала цена — это особенно сильно сказалось на производителях дженериков, объясняет эксперт: в наиболее выгодном положении оказались производители оригинальных лекарств из списка — они обосновывали цены при регистрации, опираясь на стоимость препаратов в предыдущем году.

Продажи в России снизились на 0,5% до 166 млн евро из-за снижения продаж вакцин и дженериков, сообщила в отчете за III квартал 2011 г. французская Sanofi. Чистый оборот Nycomed по итогам первого полугодия вырос на 19,4% до 273,6 млн евро (в местной валюте — на 20,5%), годом ранее — на 44,7% до 229,1 млн евро (на 35,4% в местной валюте), писал производитель.

Выручка «Фармстандарта» от продаж безрецептурных препаратов (органические продажи) в III квартале 2011 г. составила 4,58 млрд руб. — на 8,3% меньше, чем годом ранее, сообщала компания. Главная причина — в снижении продаж противовирусного арбидола на 33,4% в III квартале 2011 г. по сравнению с теми же месяцами 2010 г. (тогда продажи арбидола составляли 2,24 млрд руб.), объяснял «Фармстандарт». Но в III квартале 2010 г. участники рынка активно и заблаговременно закупали противопростудные препараты, чтобы избежать повторения сценария IV квартала 2009 г., когда из-за высокой активности гриппа H1N1 (свиной грипп) противовирусных и противопростудных лекарств не хватало. В остальном, продолжает «Фармстандарт», безрецептурные препараты продемонстрировали уверенный рост и, если исключить влияние арбидола, продажи безрецептурных препаратов выросли на 12%.

Закупки арбидола действительно снизились, говорил сотрудник одного из фармдистрибуторов. Такая же тенденция по другим противовирусным и противопростудным препаратам, продолжал другой участник рынка: в августе 2010 г. дистрибуторы закупили столько лекарств этой группы, что продать их смогли лишь в феврале 2011 г., поэтому сейчас дистрибуторы консервативны в закупках.

Ставка на бюджет

По прогнозу DSM Group, в 2012 г. коммерческий сегмент фармацевтического рынка вырастет на 12% до 516 млрд руб., государственный — на 5% до 156 млрд руб. Беспалов из «Фармэксперта» полагает, что рост коммерческого рынка составит около 10%, с учетом госпитального и льготного сегментов весь фармрынок в этом году может прибавить примерно 12%. «10% роста в следующем году — это оптимистичный прогноз. Но учтите, что 80% российского рынка — импортные [препараты], и добавьте серьезную девальвацию: вы увидите, что для нас 10% фактически означают отсутствие роста», — говорил в интервью «Ведомостям» Бектемиров.

Темпы роста госпитального и льготного сегментов могут оказаться и выше: если, например, будет расширен перечень заболеваний, лекарства для лечения которых закупаются за счет бюджета, продолжает Беспалов. Например, Минздравсоцразвития подготовило проект перечня орфанных (т. е. редких. — «Ведомости») заболеваний — больше 80. До сих пор перечня таких болезней не было, для федеральных льготников закупки лекарств финансировал федеральный бюджет, говорит директор Segedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. По закону об основах охраны здоровья граждан закупка лекарств для лечения орфанных заболеваний передана на региональный уровень.

Но в этом году заморозку цен могут почувствовать на себе и российские производители, предупреждает Демидов. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) отказала крупнейшим российским компаниям в перерегистрации цен на ЖНВЛП, рассказывали ранее топ-менеджеры нескольких фармкомпаний. Раз в год российские производители могут перерегистрировать цены: новая цена определяется исходя из средневзвешенной отпускной цены препарата за последний год плюс инфляция (официальный прогноз) на будущий год (на 2012 г. — 6%). Подавать документы на перерегистрацию можно только раз в год до 1 октября, т. е. в 2012 г. компании снова могут попытаться подать документы. Так планирует поступить «Фармстандарт», говорил ранее его представитель: компания получила отказ по всем 70 препаратам, цены на которые хотела перерегистрировать.