Морской рекорд

Грузопоток в петербургском порту восстановился, достигнув показателей рекордного 2008 года. Это не предел, но в этом году стивидоры не ждут бурного роста

Стивидорные компании Большого порта Санкт-Петербург в 2011 г. перевалили 59,98 млн т грузов – на 3,3% больше, чем за предыдущий год, свидетельствует статистика администрации порта.

Грузооборот петербургского порта догнал рекордный для него 2008 год, после которого показатели перевалки снизились на 15% и начали восстанавливаться только в 2010 г. Рост мог бы быть и больше, но на него повлияла чрезвычайно холодная зима прошлого года, когда количество судозаходов резко сократилось из-за замерзшего залива, говорит сотрудник одного из крупных стивидоров. А в конце лета – начале осени темпы роста контейнерного потока снизились из-за ожидания надвигающейся новой волны кризиса, добавляет менеджер одного из контейнерных терминалов.

Крупнейший в порту Первый контейнерный терминал (принадлежит Национальной контейнерной компании, НКК) перевалил в прошлом году 1,17 млн TEU – на 1,2% больше, чем в 2010 г., сообщил представитель НКК. По данным портовой администрации, оборот второго по мощности контейнерного терминала «Петролеспорт» вырос на 40% до 9 млн т. По данным Ассоциации морских торговых портов России, терминалы Global Ports, которой принадлежат «Петролеспорт», кронштадтский «Моби Дик» и Восточная стивидорная компания в Находке, увеличили оборот в TEU на 44%. Представители НКК и Global Ports отказались вчера от комментариев.

Компании группы «Морской порт Санкт-Петербург» снизили в 2011 г. перевалку грузов на 6,4% по сравнению с 2010 г. до 9,3 млн т, сообщает портовая администрация. В 2010 г. на территории входящей в группу Четвертой стивидорной компании (ЧСК) еще обрабатывались уголь, глинозем и другие навалочные грузы, рассказывает председатель совета директоров «Морпорта СПб» Игорь Федоров. В конце 2010 г. на ЧСК был открыт контейнерный терминал, который за 2011 г. перевалил всего 85 000 TEU, поэтому потеря грузооборота по всей группе была неизбежна, объясняет он. По словам Федорова, в 2012 г. контейнерный терминал планирует перегрузить уже 260 000 TEU, а традиционные грузовладельцы – металлурги – не планируют снижать объемы экспорта черных металлов.

В 2012 г. не ожидается радикального роста грузооборота порта, говорит сотрудник одной из международных судоходных компаний. По его словам, экономический спад в Европе спровоцировал снижение спроса на сырье – основного экспортного груза российских портов, что может привести даже к небольшому снижению грузооборота. С осени судовладельцы постепенно смягчали условия для грузовладельцев, констатирует он. За IV квартал 2011 г. ставки немного снизились, подтверждает гендиректор логистической компании Grimex Trade & Logistics Дмитрий Васильев.

Для петербургского порта 60 млн т не предел, мощности позволяют увеличить грузооборот еще на 10 млн т, полагает гендиректор ИА InfraNews Алексей Безбородов. Но постепенное вымывание навалочных грузов и замещение их контейнерами не приведут к большому росту грузооборота в ближайшие год-два, констатирует он.