Брезентовый бренд

Можно ли сшить сумку из поношенного брезента, снятого с обычного грузовика? Этим вопросом братья Фрайтаг задались 20 лет назад. Жизнь показала, что такую сумку можно не только сшить, но еще и выгодно продать, заработав миллионы долларов. Сегодня владельцы компании Freitag считаются изобретателями знаковой вещи эпохи

Фабрика братьев Фрайтаг находится в Цюрихе. В цехе с высокими потолками повсюду расстелен брезент, снятый со старых грузовиков. Его режут на куски и шьют яркие, замысловатого фасона сумки. Потом сумки попадают на прилавки магазинов Швейцарии и других европейских стран. С недавнего времени они продаются также в Японии и США.

Первыми новый товар оценили курьеры на велосипедах. Им пришелся по вкусу изящный и практичный дизайн. Со временем мода на брезентовые сумки распространилась и среди людей других профессий.

Основатели фабрики Даниэль и Маркус Фрайтаги рассчитывают, что в этом году им удастся продать 300 000 изделий, среди которых еще и сумки для компьютеров, а также чехлы для мобильных телефонов.

«Наш типичный покупатель – это городской житель, который работает в креативной сфере, например в рекламе или в графическом дизайне. Такие люди ценят функциональный дизайн и высокое качество товара, произведенного в Швейцарии», – говорит 41-летний Даниэль, старший из братьев-погодков.

Зеленая ориентация

Идея шить сумки из старого брезента пришла братьям в голову 20 лет назад. «Мы оба были заядлыми велосипедистами, но нигде не могли достать непромокаемые удобные сумки для поездок на велосипеде», – рассказывает Маркус. Брат тут же подхватывает: «Я тогда учился на факультете витринно-выставочной рекламы, а Маркус проходил курс графического дизайна. Окна его студенческой квартиры в Цюрихе смотрели на перекресток, где часто курсируют грузовики. С одной стороны, мы каждый день видели эти грузовики, с другой – знали о нехватке непромокаемых сумок на рынке. Так и родилась идея бизнеса».

В поисках старого брезента братья обратились к автоперевозчикам. Купив ткань, выстирали ее в домашней ванной в съемной квартире Маркуса, вызвав неудовольствие остальных обитателей скромного жилища. Тем не менее друзья помогли братьям разрезать большой брезент на куски, а потом Маркус и Даниэль сделали выкройки и сшили сумки.

Поначалу бизнес быстро развивался благодаря сарафанному радио. Потом местная газета опубликовала статью о необычном бизнесе братьев Фрайтаг. После этого их продукцией заинтересовались розничные сети. «Это было что-то типа моды на поношенные джинсы. Я назвал бы это триумфом несовершенства, – говорит Маркус. – На самом деле делать сумки из нового брезента было бы дешевле. Но людям нравятся потертые вещи. Их прельщает идея покупки товаров из переработанных материалов».

Братья говорят, что большую роль в успехе их бизнеса сыграла так называемая зеленая направленность продукта, его экологичность.Почти все материалы, используемые в производстве, – вторсырье. А в каждом цехе на фабрике есть стоянка для велосипедов.

В дорогой стране

Просто и открыто Даниэль и Маркус говорят об удивительных вещах: о том, как им удалось быстро наладить производство, наняв 130 работников не в китайской провинции или в Восточной Европе, где рабочая сила стоит копейки, а в Швейцарии – в стране с высоким уровнем зарплат.

Одна сумка из коллекции братьев Фрайтаг выставлена в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке. И дело не только в оригинальном дизайне. Братьям нужно было приобрести статус культовой компании. Ведь именно этот статус помог им наладить производство сравнительно дешевых сумок в дорогостоящей Швейцарии. История сумок братьев Фрайтаг немного напоминает историю часов Swatch. Так же, как и в случае со Swatch, владельцы брезентовых сумок влюбляются в бренд Freitag и даже собирают целые коллекции.

Все прибыли предприниматели реинвестируют в бизнес, и тому есть причина: братья хотят сохранить независимость и собираются как можно дольше избегать стороннего финансирования.

«Наши первые самые крупные инвестиции составили 2300 швейцарских франков ($2421). Это были личные сбережения, которые мы потратили на покупку швейной машинки», – вспоминает Даниэль. Позже братья заняли у родителей 20 000 швейцарских франков ($21 052) для расширения производства.

Кредит в банке они брали всего дважды: первый раз, чтобы открыть фирменный магазин в Цюрихе, а второй – чтобы оснастить оборудованием новую фабрику. Сейчас у компании девять своих магазинов, в том числе в Нью-Йорке и в Токио. Размер прибыли держится в тайне, но выручка в прошлом году должна была составить примерно 30 млн швейцарских франков ($31,5 млн).

Отсутствие стороннего финансирования не затормозило рост бизнеса. Уже через год после старта объем продаж стал расти стабильно на 20–25% в год. Размер прибыли варьировался, но всегда оставался адекватным для бизнеса, который не прибегает к помощи сторонних инвесторов. «Наша независимость была для нас ключевым условием», – утверждают предприниматели.

Сейчас братья Фрайтаг более всего озабочены поиском экзотического по расцветке и дизайну брезента. Трое работников компании посвящают все свое рабочее время поиску подходящего сырья. «Самой трудной частью бизнеса для нас всегда был именно поиск нужного материала», – заключают братья.