Вектор


То ли роуминг, то ли нет

«Вымпелком» анонсировал тариф, позволяющий (по его собственным уверениям) платить единую цену за мобильную связь по всей России. На первый взгляд предложение кажется революционным – оператор фактически отменяет внутрисетевой роуминг. Правда, за этим скрывается нехитрый маркетинговый ход – уравнивается стоимость только первых 900 минут разговора или около получаса в день (абонентская плата при этом – 1000 руб. в месяц), дальше переговоры идут по обычным тарифам роуминга. Аналогичный тарифный план есть, кстати, и у МТС, только условия и лимиты там другие.

Новый тариф появился на фоне непрекращающихся споров о том, нужен ли в России внутрисетевой роуминг. В 2011 г. поправки, отменяющие плату за него, в Госдуму внес депутат Максим Коробов – Минкомсвязи и Федеральная антимонопольная служба их поддержали. Но в проекте новых правил оказания услуг подвижной связи, опубликованном летом 2012 г., говорилось что оператор может дифференцировать тарифы для абонентов, находящихся не в тех регионах России, где с ними были заключены договоры, т. е. внутрисетевой роуминг оказался де-факто узаконен. Несмотря на заверения чиновников, это определение не исчезло из очередной версии документа, обнародованной на прошлой неделе. Что вполне показательно – операторы делают вид, что отказываются от приносящей им доход и, естественно, непопулярной у абонентов тарифной системы, а госструктуры, в свою очередь, делают вид, что всячески этому способствуют.

Алкогольная оттепель

Московские власти сузили с ноября 2011 г. временные рамки запрета на продажу алкоголя, сообщает «Интерфакс». До последнего времени в столице крепкий алкоголь (свыше 15% спирта) запрещено было продавать с 10 вечера до 10 утра, а весь остальной, как этого требует закон о производстве и обороте алкогольной продукции для всей страны, – с 11 вечера до 8 утра. Теперь в Москве действует единое ограничение на продажу любых алкогольных напитков – с 23.00 до 8.00. Источник в департаменте потребительского рынка и услуг Москвы объясняет этот шаг желанием гармонизировать местное законодательство с федеральным и не допустить путаницы для потребителей и ритейла.

Президент Дмитрий Медведев дал старт антиалкогольной кампании в августе 2009 г. С тех пор было разработано и принято немало неоднозначных запретительных мер. Действия же московских властей – первый случай, когда чиновники решили ослабить запрет. Недавно еще и премьер Владимир Путин пообещал подумать о разрешении продажи пива на стадионах. Сначала запретили, потом разрешили. Сразу возникает иллюзия, что жизнь меняется к лучшему. То, что надо перед выборами.

На деревню, Сечину

РЖД и правительство никак не могут выяснить, как же нужно исполнять поручение вице-премьера Игоря Сечина о выявлении бенефициаров контрагентов госкомпаний. 16 января Сечин попросил министра транспорта Игоря Левитина и президента РЖД Владимира Якунина «не доводить ситуацию до абсурда»: железнодорожной монополии не стоит выяснять бенефициаров всех контрагентов, с которыми компания работает по договорам оферты (т. е. грузоотправителей). РЖД и не собиралась этого делать, ответил Якунин Сечину 20 января (копии писем есть у «Ведомостей»), ведь только в 2011 г. по оферте было заключено 17 млн договоров. Но вообще-то в поручении правительства и не было никаких указаний, по каким именно контрагентам нужна информация, напоминает он Сечину. РЖД разослала запросы контрагентам по 454 416 договорам, в том числе и по 120 000 договорам перевозки грузов, но эти контракты не были публичными, отмечает Якунин. С одной стороны, вице-премьер прав: невозможно в установленный им месячный срок собрать такой объем информации, и РЖД может вольно трактовать его поручение, предоставив бесполезные с точки зрения борьбы с коррупцией сведения. Но ведь Сечин сам дал для этого повод: ему стоило более четко формулировать, какую информацию он хотел бы получить. Если, конечно, она ему действительно нужна.

Премьер ждет

Контрагенты госкомпаний начали собирать списки своих акционеров. Вчера на сайте Национального расчетного депозитария (НРД) появилось сообщение «Трансконтейнера» о «формировании списка владельцев акций эмитента» в связи «с поручениями председателя правительства, заместителя председателя правительства и президента РЖД о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая конечных бенефициаров». Пока это единичный случай, других подобных сообщений на сайте НРД нет, однако вполне возможно, что скоро примеру «Трансконтейнера» последуют и другие компании. Речь пойдет о тысячах и сотнях тысяч писем, которые придется разослать профучастникам и их клиентам, признает сотрудник НРД. Таким образом, кампания, начатая Владимиром Путиным, может приобрести чуть ли не национальные масштабы, ведь почти все публичные компании в том или ином виде сотрудничают с госкомпаниями, а уникальных счетов физических лиц на ФБ ММВБ – около 800 000.