Игроки: Мы будем страной гипермаркетов

В целом, по нашим данным, 2012 г. будет для ритейла достаточно сложным. Много внешних факторов могут на него влиять: нас ждут три предвыборных месяца; экономический рост будет очень медленным; скорее всего, продолжится отток капитала из России; доходы населения и заработная плата будут увеличиваться очень ограниченно; нехватка средств Пенсионного фонда; вступление в ВТО.

«Infoline-аналитика»

Информационное агентство Infoline создано в 1999 г. для оказания информационно-консалтинговых услуг коммерческим организациям (в том числе мониторинг информационного поля, взаимодействие пресс-служб с журналистами)

Если говорить о емкости рынка, то, по данным 2010 г., 100 крупнейших ритейлеров формировали 21% оборота розничной торговли (а по итогам года мы ожидаем не менее 23–24%).

Конечно, при этом следует учитывать, что в сегментах бытовой техники и электроники, мобильных телефонов, компьютерной техники консолидация довольно высока. В сегментах же FMCG (товары повседневного спроса), в аптечном сегменте, в сегменте фэшн ситуация иная.

Если взять десятку крупнейших игроков по итогам 2010 г. (по обороту в порядке убывания: Х5 (прирост выручки – 25%), «Магнит» (39%), «Ашан» (12%), «Метро» real (3%), «М.видео» (23%), «О’кей» (22%), «Лента» (27%), «Дикси» (20%), «Евросеть» (12%) согласно материалам презентации автора. – «Ведомости»), мы едва ли увидим изменения в первой четверке, первые четыре крупнейшие сети формата FMCG остаются на своих позициях – российский ритейл в этом плане весьма консервативен.

В перспективе мы, скорее всего, можем ожидать укрупнения сетей FMCG за счет покупки крупными игроками мелких региональных сетей и постепенного превращения их в самых крупных ритейлеров. Если же говорить о других сегментах рынка, то ситуация гораздо сложнее – они консолидированы и развиваться им гораздо сложнее.

Ключевым итогом 2011 г. является осознание того, что дальнейший рост возможен только за счет регионов. 2012–2014 гг. будут годами регионов. Это касается всех сегментов – и FMCG, DIY (товары для дома и строительные), и фэшн, и бытовой техники и электроники. Причем надо идти не просто в столичные города других субъектов, где конкуренция уже весьма серьезная, надо идти в маленькие города с населением 30 000,

50 000, 70 000 человек. А это другие бизнес-модели, другие форматы торговли, другой уровень управляемости, другой уровень логистики, другие инвестиции. Далеко не все ритейлеры к этому готовы.

Уровень концентрации инвестиций у нас просто фантастический. У нас не то что есть 100 крупнейших сетей и еще 1000 других, и они все более или менее растут и развиваются. А вот эти самые 100 сетей концентрируют в себе половину всего сетевого оборота и 95% всей инвестиционной деятельности. Более того, свыше 50% инвестиций (а по итогам 2011 года – даже более 60%) сделаны десятью крупнейшими ритейлерами.

Скажем, инвестиционная программа «Магнита» – $1,3–1,4 млрд. Для сравнения, инвестиционная программа Metro Group по всему миру – около $3 млрд. Конечно, это почти в два раза больше, но у Metro оборот больше почти в 10 раз и они представлены более чем в 30 странах мира.

Несмотря на консолидацию инвестиционной деятельности и абсолютно разные по «урожайности» последние годы, сегмент FMCG каждый год прирастал примерно на 1 млн кв. м. Но структура этого роста принципиально другая.

Если сравнивать 2010 и 2011 гг., то снизили активность игроки, находящиеся в первой десятке, но не на первых местах. А вот лидеры продолжают развитие. В 2010 г. более 56% прироста пришлось на Х5 и «Магнит». И хотя по 2011 г. эта цифра может быть и меньше, «Магнит» в конце года открывает несколько гипермаркетов, и Х5 сделает очень мощный рывок.

Касаясь сегментов торговой недвижимости, которые являются ключевым инфраструктурным элементом для развития розницы, следует отметить, что период тучного роста, когда вводилось много торговых центров, когда торговые центры были готовы более гибко взаимодействовать с ритейлерами, закончился. В 2011 г. мы еще завершаем то, что запускали и начинали строить до кризиса. А в 2012–2013 гг. будет видна отчетливая тенденция к снижению.

При этом ряд крупных проектов, которые открываются в Санкт-Петербурге и других наиболее насыщенных торговыми площадями городах, не успешны (за исключением Москвы).

Россия, конечно, станет страной гипермаркетов. Мы, без сомнения, будем иметь здесь высокую долю, и сегмент гипермаркетов будет динамично расти еще долгие годы. Причем расти как раз за счет малых городов, для которых разработаны специальные форматы и в которые выходит сейчас «Магнит» со своими гипермаркетами.

В завершение хотелось бы отметить два ключевых момента. Во-первых, отечественный рынок давно работает в условиях жесточайшей конкуренции. И то, что приходят и уходят международные игроки – такие, как, например, Carrefour, – четко показывает: хотя уровень консолидации рынка и не очень высокий, но конкуренция уже очень жесткая. И во-вторых: если вы поставщик, то вы должны знать своего клиента и точно представлять, как обстоят его дела, как он развивается, каковы его перспективы.