Правила игры: Отраслевая стратегия

Начну со статистики. Если говорить о предварительных итогах года, то торговля показывает неплохую динамику. За январь – октябрь 2011 г. оборот вырос на 6,5% и составил 15,3 трлн руб. Можно выделить несколько базовых тенденций. Первая – это то, что более высокими темпами росли продажи непродовольственной группы товаров, а продовольственная группа слегка отставала от них. По предварительным данным, сейчас доля непродовольственных товаров в обороте составляет 53,1%. Мы оцениваем это как позитивный тренд.

Продолжилась и тенденция увеличения доли стационарной торговли по отношению к внемагазинным формам торговли. В процентном соотношении на долю стационарной торговли приходится 88,4%, а на долю рынков и ярмарок соответственно 11,6%.

Также отмечается более высокая динамика развития сетевой торговли. По данным Росстата, по сравнению с прошлым годом доля сетевой торговли в общей структуре растет.

Очень неплохая динамика была с точки зрения инфляции. Как вы знаете, в середине года в течение нескольких месяцев вообще наблюдалась дефляция. И показатель 11 месяцев в размере 5,6% – очень хороший. В принципе, можно ожидать, что годовой показатель сохранится на том же уровне, а возможно, будет даже ниже.

В этом году был принят важный для отрасли документ. Речь идет о Стратегии развития внутренней торговли. Как вы знаете, в последние два года основные дискуссии и обсуждения были связаны с законом об основах государственного регулирования торговой деятельности, принятым в 2009 г. В марте 2011 г. приказом министерства мы утвердили Стратегию развития торговли на период до 2020 г. Согласно этому документу, 2011 и 2012 гг. отводились на так называемый институциональный период, когда основные усилия направлены на анализ и совершенствование нормативно-правовой базы. В этом году основная нагрузка легла на субъекты РФ – они принимали у себя нормативные акты, которые следовали из принятого закона «О торговле». В частности, речь идет о схемах размещения нестационарных объектов, утверждении нормативов минимальной обеспеченности и ряде других стандартов и норм. Кроме того, к настоящему моменту значительное число субъектов РФ разработали и приняли региональные программы развития торговли. Для нас это очень важно, поскольку мы считаем, что это как бы второй эшелон общей отраслевой стратегии.

И вот какие-то основные, базовые вещи постепенно уходят на региональный уровень, и возникают эти программные, по сути, документы, которые задают вектор развития отрасли на ближайшую перспективу.

Хотел бы отметить продолжавшуюся в течение года работу по закону «О торговле». Законодательство никогда не бывает застывшим. Тем более такое столь неоднозначно воспринятое в обществе и в отрасли, как закон «О торговле». В течение года, начиная с весны, практически на всех отраслевых конференциях постоянно проходило обсуждение возможных поправок к закону «О торговле». К настоящему моменту первый пакет вариантов изменений подготовлен и направлен в правительство.

Сейчас мы находимся в финальной стадии обсуждения этих изменений с коллегами в федеральных органах, поскольку у нас есть определенные различия в точках зрения по отдельным поправкам. Речь прежде всего идет про совершенствовании главы, посвященной антимонопольным правилам – статьям 9 и 14, по договорам поставки (подробнее см. статью на стр. 12).

Тем не менее мы полагаем, что в следующем году обсуждение этого пакета будет завершено, поэтому с весны 2012 г. процессы обсуждения примут активный характер. Не знаю, будут ли эти поправки приняты, но в Госдуму они точно попадут.

В течение 2011 г. в рамках министерства мы провели несколько важных исследований, которые позволят нам в следующем году предпринять определенные шаги по другим направлениям нашей деятельности. Совместно с рядом научных учреждений мы изучили потребность в кадрах для торговой отрасли. Была проведена очень важная работа по толкованию основных торговых терминов. Ее результаты мы постараемся использовать в следующем году при подготовке обновленного ГОСТа по терминам и определениям.

В завершение я хотел бы отметить такой позитивный тренд года, как отраслевая и межотраслевая саморегуляция. У всех на слуху такие организации, например, как МЭС – Межотраслевой экспертный совет, сформированный в начале осени текущего года; наблюдательный совет АКОРТ [Ассоциация компаний розничной торговли], куда вошли и представители государственных органов, и представители различных советов и ассоциаций. Да и состав участников этой сессии включает в себя и представителей рынка, и представителей регуляторов. Это значит, что есть понимание, что нужно работать вместе, есть конструктивная дискуссия, а не просто оппонирование. Надеюсь, что и в следующем году, и в дальнейшем этот процесс отраслевого саморегулирования будет развиваться.

О кодексе чести и позитивном имидже

Илья Якубсон, президент Группы «ДИКСИ», председатель президиума АКОРТ

АКОРТ, «Союзмолоко» и «Руспродсоюз» недавно объявили, что совместно начинают бороться с контрафактной и некачественной продукцией на прилавках российских магазинов. С такой инициативой на нас вышло «Союзмолоко». Мы не ожидали, что сами производители могут предложить программу не по борьбе с ритейлом, как это всегда было до этого. И не по проверкам магазинов, которые потом будут показывать по телевизору, а по проверкам именно на предмет выявления некачественной продукции, чтобы эта продукция ушла с полок. Это не единственная инициатива, которая отражает общее движение в сторону саморегулирования. Мы приходим к выводу, что масса вопросов может сниматься досудебно, без применения каких-либо законов. Сейчас в рамках Межотраслевого экспертного совета ведется разработка свода добросовестных практик. Мы хотим, чтобы большая часть отношений между розничной торговлей и производителями могла в ускоренном порядке рассматриваться между отраслями без применения каких-то юридических норм. То есть мы больше верим в какое-то такое добровольное саморегулирование, чем в попытку жесткого выстраивания отношений между юридическими субъектами. Я надеюсь, что максимум через три месяца появится некий рабочий документ, который смогут изучать антимонопольная служба, различные ведомства, все деловое сообщество и который затем превратится в кодекс добросовестных практик, по которому мы все и будем жить. Хочу выделить основные задачи, которые мы ставим перед собой в 2012 г. Во-первых, это продолжение темы с налогообложением потерь. Вы все знаете, что в России – чуть ли не в единственной стране в мире – мы имеем ситуацию, когда товары, похищенные в магазинах, товары, которые в ходе инвентаризаций, так скажем, не находятся и являются прямыми потерями хозяйствующего субъекта, не могут относиться на себестоимость, а подвергаются налогообложению. Мы считаем, что это неправильно. Еще одна важная тема – создание позитивного имиджа для всей отрасли, для всего российского ритейла. Если мы крупнейшая отрасль, если у нас работает 20% населения страны, согласитесь, говорить по телевизору о том, как все ужасно, все продукты есть нельзя и вообще все у нас плохо, не совсем верно.