"Лауренсия" в Михайловском театре: Наталья Осипова и Иван Васильев блеснули на фоне скромной труппы

Михайловский театр восстановил для Натальи Осиповой и Ивана Васильева «Лауренсию», а они придали возобновлению звучание полноценной премьеры
Internationale Stiftung Mozarteum

«Лауренсию» Михайловский театр выпустил всего неполных два года назад: восстановил спектакль Вахтанга Чабукиани Михаил Мессерер, успевший в юности в нем потанцевать. К тому времени «Лауренсия» пропала со сцены, ибо пропал сам тип героических танцовщиков, а без них немыслим спектакль, в котором испанская крестьянка и ее жених поднимают селение против власти господина. Вероятно, это же стало и причиной нового исчезновения «Лауренсии» вскоре после реанимации.

Наталья Осипова и Иван Васильев за несколько лет карьеры стали самым заметным явлением в нашем балете именно потому, что в них воскрес тот внутренний огонь, который на возобновлении «Лауренсии» пришлось воспламенять с помощью документальных кадров самого Чабукиани, непревзойденного исполнителя партии Фрондосо. Танец Осиповой и Васильева выглядит продолжением хроники, идущей на занавесе эпиграфом к спектаклю. И дело не только в фантастическом прыжке, которым оба наделены, и даже не в уникальном заряде энергии и драматизма. В отличие от большинства коллег они обладают верой – да, наивной, но в балете совершенно необходимой – в правдивость и осмысленность каждого движения и жеста. Там, где большинство современных танцовщиков блюдут совершенство формы, превращая старые сюжетные балеты в хореографические поэмы, Осипова и Васильев восстанавливают утраченные смыслы. И если у недавних предшественниц по партии Лауренсии получались замечательно красивые арабески в руках партнера, у Осиповой запоминаются вопли отбивающейся от Командора Лауренсии, а на месте эффектных фуэте раскручивается маленькое торнадо, мощи которого вскоре не смогут противостоять вооруженные мужчины.

Руки Осиповой, не всегда соблюдающие строгость позиций, ноги, не боящиеся невыворотности, только кажутся неряшливыми. Рядом с парой дебютантов особенно бросались в глаза несоразмерные жесты и неестественные позы, особенно у исполнителей мимических партий.

Именно в «Лауренсии» артистам нужен не просто фон. Труппа Михайловского театра старалась изо всех сил, но не смогла выдвинуть из своих рядов артистов, которые стали бы полноправными участниками спектакля Осиповой и Васильева. А этой паре для того, чтобы выступление прошло на высшем нерве, необходимо взаимодействие всего ансамбля. Поэтому в «Лауренсии» они оказались хороши, но предсказуемы. А любим мы Осипову и Васильева за то, что в балет они вносят непредсказуемость.