Вектор


Чиновники просят о помощи

Пермское УФАС предлагает населению объединить усилия в борьбе с ростом цен на бензин. Речь прежде всего идет о «дополнительном» контроле за ценниками на АЗС «Лукойла». По закону о конкуренции доминирующая на рынке компания (в данном случае это «дочка» холдинга – «Лукойл-Пермнефтепродукт») не вправе устанавливать разные цены на один и тот же товар, пишут антимонопольщики в пятничном обращении к населению. Чтобы объективно оценить работу сети, а также своевременно обнаружить признаки возможных нарушений, УФАС попросило жителей края фиксировать стоимость приобретаемого на АЗС «Лукойл-Пермнефтепродукта» бензина и дизельного топлива. Для этого нужно высылать копии товарных чеков в УФАС по почте или на специальный электронный адрес. Зачем антимонопольщикам понадобилась помощь граждан, не совсем понятно. Ведь применяемая ведомством методика мониторинга цен вполне действенна: в 2011 г. чиновники смогли самостоятельно уличить «дочку» «Лукойла» в необоснованном завышении стоимости топлива. Компании было предписано снизить цены, и в минувший четверг глава регионального УФАС Дмитрий Махонин рапортовал о стабилизации топливных цен в регионе. Почему на следующий день появилось обращение к гражданам? Ведомство стремится к перфекционизму и желает перепроверить себя? Или это не более чем предвыборное заигрывание с населением?

Несъедобные бонусы

Казалось, что непродовольственные сети в последние два года имели одно существенное преимущество перед ритейлерами, торгующими продуктами, – на них не распространялись положения закона о торговле, запрещающие брать с поставщиков какие-либо бонусы, кроме премии за объем. Но Федеральная антимонопольная служба добралась и до продавцов непродовольственных товаров. Татарстанское управление ФАС сообщило о возбуждении дел против продавцов электроники и бытовой техники – «Эльдорадо», «Медиа-маркт-Сатурн», «Ашан» и «Берингов пролив дельта». Служба обвиняет их в согласованных действиях. Все сети требовали с поставщиков премии – за объем поставки, маркетинговые услуги и многое другое – в размере 5–15% от общего объема поставки. УФАС выяснило, что через эти сети поставщики продают до 50% всего своего товара, и пришло к выводу, что ритейлеры определяют цену товара в городах своего присутствия. А это нарушает закон о защите конкуренции и грозит штрафом от 0,01 до 0,15% суммы выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение. Юристы считают выводы ФАС о сговоре спорными и сомневаются, что службе удастся доказать согласованность действий ритейлеров. Но раз дела есть, значит, служба хочет распространить влияние и на продавцов всего несъедобного, добавляют они.