Кинопоказ в интернете

В рунете можно насчитать около десятка легальных видеосервисов, где можно найти все – от авторского кино до последнего сезона модного американского сериала. Зрительская аудитория онлайн-видео растет, но ни один из сервисов пока не стал рентабельным – расходы на качественный контент велики, а бороться с пиратами не получается

Проекты Ivi.ru, Now.ru, Omlet, RuTube, TVzavr, Videomore, Zoomby – видеосервисы, название которых, что называется, на слуху. Самый большой по аудитории – RuTube, но этот сервис специализируется скорее на пользовательском видео: профессиональный контент на этом сайте генерирует всего 12% просмотров. Из сервисов с лицензионным видео больше всего зрителей у Tvigle, если учитывать сайты партнеров (9,06 млн пользователей в месяц), или Ivi.ru, если считать только зрителей самого сервиса (6,86 млн пользователей в месяц). Для сравнения, месячная аудитория всего рунета составляет 36,5 млн человек (все данные TNS за ноябрь 2011 г.).

Соревнование с пиратами

Сайты с пользовательским видео существуют в рунете довольно давно, а вот сервисы, специализирующиеся на лицензионном контенте, появились только в последние два года. Лицензионное, или профессиональное, видео – это телесериалы, фильмы, все то, что создается продюсерами, легально такой контент распространяется только по соглашению с правообладателями.

Создавая видеосервисы в рунете, интернет-компании столкнулись с очевидной проблемой – пиратством. В сети российские пользователи могут найти видео на любой вкус: последние голливудские блокбастеры (порой еще до того, как они вышли на киноэкраны), последнюю часть сериала, которую только пару часов назад показали на кабельном канале в США, или отрывки из популярного российского телешоу.

Как конкурировать с таким разнообразием? Пираты практически не несут расходов на контент и распоряжаются им по собственному усмотрению. Правообладатели, особенно западные, к такой гибкости не склонны. Еще год назад крупнейшие мейджоры не соглашались отдавать российским видеосервисам свои новинки. И даже теперь между премьерой большого голливудского фильма в российском прокате и появлением его в видеосервисе проходит не менее полугода: мейджор рассчитывает сначала собрать максимально возможную кассу в кинотеатрах, продать права на телеканалы, выпустить DVD – и только потом готов отдать контент в сеть. Сейчас эти приоритеты потихоньку смещаются, указывает гендиректор Zoomby.ru Юлия Митрович: «Некоторые российские видеосервисы уже конкурируют по цене за топовый контент с кабельными телеканалами». Но это означает расходы в несколько миллионов долларов в год, предупреждает руководитель другого видеосервиса.

Выбирай на вкус

Каждый из российских видеосервисов борется за пользователей и против пиратов по-своему. Ivi.ru сделал ставку на фильмы и договорился практически со всеми российскими и западными производителями кино. Сервис привлекает пользователей обещанием самых последних премьер и обширнейшей кинобиблиотеки. Zoomby, напротив, специализируется на телеконтенте и практически не занимается фильмами. При таком уровне пиратства, как в России, ставка на кинопремьеры не оправдывает себя – на торрентах фильмы всегда появляются раньше, уверена Митрович, зато российские сериалы и шоу видеосервисы получают практически сразу после их выхода в эфир и у пиратов нет никакого преимущества.

Zoomby аффилирована с ВГТРК и имеет доступ к контенту этой телекомпании, а также еще нескольких телеканалов. Два других видеосервиса – Videomore и Now.ru – вообще созданы самими телекомпаниями. Но если Videomore ориентирован в первую очередь на контент CTC Media, то телеканал ТНТ, запуская Now.ru, обещал собрать на нем лучшую видеобиблиотеку на рынке, включая голливудские блокбастеры. Благодаря таким владельцам эти сервисы выкладывают некоторые сериалы и шоу в сеть даже раньше, чем они появляются в эфире.

Наконец, Tvigle, первый российский видеосервис, работающий с лицензионным контентом, строит «развлекательное интернет-ТВ для образованных людей», говорит его гендиректор Егор Яковлев. «Мы не хотим тащить с российского телевидения бездумные и безвкусные передачи или показывать те голливудские блокбастеры, которые скорее шоу, чем настоящее кино, – признается Яковлев. – Нам интересно более интеллектуальное видео».

Глобальная проблема

Получается, все вместе легальные видеосервисы могут предоставить пользователю не меньший выбор, чем торренты? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, но скорее да, чем нет, считает Митрович.

Из-за пиратов большая часть российских видеокомпаний работает по «рекламной модели», когда пользователи смотрят фильмы, передачи и прочий контент бесплатно, а зарабатывает сервис за счет рекламных роликов, которые крутятся до, после или внутри фильма или сериала. По оценке RuTube, в прошлом году рынок видеорекламы в рунете вырос на 22% до 800 млн руб. Видеосервисы рассчитывают, что смогут зарабатывать на рекламе больше, если привлекут внимание крупнейших телевизионных рекламодателей, для которых привычно размещение в профессиональном видео и которые обращают все больше внимания на интернет.

Платная модель в рунете гораздо менее распространена: по ней работают Now.ru и Omlet.ru (принадлежит МТС). Оба сервиса продают фильмы как по отдельности, так и по подписке. Так, месяц доступа к библиотеке Now.ru обойдется в 499 руб., а отдельный фильм стоит от 75 руб. «Крупные голливудские студии категорически не продают свои хиты и новинки на бесплатную модель, – объяснял «Ведомостям» при запуске Now.ru гендиректор ТНТ Роман Петренко. – Поэтому мы решили перейти на платную основу, но взамен предложить гораздо больший объем и качество фильмов, сериалов и мультфильмов по сравнению c другими легальными видеосервисами». По словам представителя МТС Валерии Кузьменко, оператор видит потенциал роста Omlet.ru в создании системы «одного окна», когда сервис поддерживается на всех распространенных пользовательских устройствах: планшетах, смартфонах и smart-телевизорах.

Вне зависимости от модели ни одному видеосервису рунета пока не удалось стать рентабельным, рассказывают руководители двух видеопроектов. В прошлом году Ivi.ru привлекла инвестиции «Профмедиа» в обмен на блокпакет акций. Вся интернет-компания, по словам источника в «Профмедиа», была оценена в $10 млн. А блокпакет Tvigle (27,27% акций) приобрел за $6,8 млн «Промсвязькапитал». ТНТ инвестировал в запущенный в прошлом году Now.ru до $10 млн, рассказывал Петренко.

«Видео – единственный сегмент в интернете, эффективная бизнес-модель для которого пока не найдена, – сетует Митрович. – Даже самые популярные видеосервисы в США – Hulu и Netflix – не могут похвастаться прибылью от показа видео в сети. Так что это глобальная проблема, а не только рунета». По ее мнению, российский рынок пойдет по тому же пути, что и американский: инвестиции в большую часть видеосервисов не оправдают себя, выживут лишь крупнейшие и те, в создании которых участвуют правообладатели. Произойдет консолидация рынка, полагает Митрович. Руководитель другого сервиса возражает: консолидация рынка возможна, только если один крупнейший игрок контролирует хотя бы 15–20% просмотров, но в рунете такое невозможно из-за огромной доли нелегального смотрения в социальных сетях. Попытку консолидировать рекламные возможности видеосервисов в прошлом году предприняла «Газпром-медиа», которая создала специальный сейлз-хаус Gazprom Media Digital. Сейлз-хаусу удалось договориться c несколькими крупными сервисами, в том числе Tvigle, Now.ru, Molodejj.tv, Kinopoisk. Месячная аудитория площадок, где Gazprom Media Digital c 1 января этого года продает рекламу, составляет 17 млн человек. По словам гендиректора сейлз-хауса Натальи Дмитриевой, доля лицензионного контента на этих сервисах приближается к 50%.