Инсайд не сделал банки прозрачнее

Девятнадцать завершенных проверок банков и три привлечения к административной ответственности за месяц – таков результат раскрытия Центробанком информации, требуемого для борьбы со злоупотреблением инсайдом

Регулятор публикует информацию о проверках кратко, не предоставляя дополнительной информации, – это минимальный уровень раскрытия, говорит аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов. Возможно, это внутренняя информация банков, которую нет необходимости публиковать, допускает он. Закон не обязывает ЦБ публично сообщать о проверках, то, что он это делает, – «акт доброй воли» и шаг вперед, говорит Тосунян. Большая детализация может негативно повлиять на проверяемые банки, уверен он. Информация ЦБ о проверках несет в себе мало ценности, не согласен аналитик Moody’s Евгений Тарзиманов. Хотелось бы видеть, в связи с чем проходит в банке неплановая проверка, каковы результаты проверки и в чем заключались нарушения, перечисляет он. Соцгорбанк маскировал свои проблемы под неисправность IT-системы, ЦБ о проблемах банка не сообщал – не знали ни вкладчики, ни инвесторы, напоминает Тарзиманов. В апреле прошлого года, когда регулятор отозвал у банка лицензию, он сообщил, что менеджеры Соцгорбанка не представляли данных о качестве активов в ЦБ.

За январь ЦБ отчитался о 19 завершенных проверках в декабре и январе, четыре из которых пришлись на отделения Сбербанка. Такие сведения ЦБ стал публиковать по закону о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Помимо факта проверки регулятор обязался указывать «на возможность использования» результатов проверки при принятии решений в отношении кредитной организации. И обещание сдержал. «Результаты проверок будут учтены Банком России при осуществлении банковского надзора за кредитной организацией, в том числе при принятии Банком России решений, предусмотренных законодательством Российской Федерации» – так выглядит стандартная формулировка, приводимая почти во всех сообщениях.

20–30 законченных проверок в месяц – это немало, это достаточно большой объем работы, говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Однако обычно ЦБ проверяет подопечных на порядок активнее. Так, в 2010 г. было проведено 1079 проверок, из них в кредитных организациях – 753 проверки, в филиалах кредитных организаций – 326 проверок (в том числе 34 проверки филиалов Сбербанка), сообщалось в годовом отчете (данных за 2011 г. пока нет).

Непосредственно о результатах проверок ЦБ сообщает немногое. Он трижды выявлял нарушения, за которые налагал штрафы. О последнем таком вердикте регулятор сообщил вчера: наказан Связь-банк за неисполнение законодательства о противодействии легализации преступных доходов. Комментировать решение ЦБ Связь-банк отказался. За нарушение этой же статьи ЦБ уже дважды привлек к ответственности Сбербанк, который нарушил сроки предоставления сведений об операциях. За первое нарушение Сбербанк был оштрафован на 50 000 руб. Что последовало во втором случае, неизвестно. О применении санкций к другим банкам ЦБ пока не сообщал. Получить комментарии в ЦБ не удалось.