Выпускник изменчив


В отличие от родителей, которые в советские времена предпочитали служить на одном месте всю жизнь, три четверти недавних выпускников российских вузов не собираются хранить верность одному работодателю, следует из нового исследования PricewaterhouseCoopers (PwC). Впрочем, так считает и подавляющее большинство их иностранных сверстников, выяснили специалисты PwC, опросив в прошлом году 4364 выпускника высших учебных заведений 75 стран мира.

Более половины (54%) молодых людей мира – так называемых миллениалов (родившихся в период с 1980 по 2000 г.) – считают, что им придется сменить за всю жизнь от 2 до 5 компаний (в России – 57%). 16% хотят поменять от 6 до 9 мест работы (у нас – 13%), а 9% в мире (5% в России) – сменить более 10 работодателей.

И все же в России молодежь чаще планирует всю жизнь трудиться на одном месте: по данным PwC, у нас таковых 7%, тогда как в странах Восточной Европы – 6%, а в Западной Европе, Британии и США – лишь 3%. Впрочем, и работать на себя у нас собираются чаще, чем на Западе, – 8% из выборки против 6%, 2% и 1% соответственно.

«Нельзя говорить о единой тенденции для всей молодежи, – считает Андрей Онучин, руководитель практики «Бизнес-социология» «Экопси консалтинга». – Наше исследование предпочтений выпускников показывает, что карьерные ожидания разных групп молодежи значительно различаются. Например, выпускники экономических вузов, особенно столичных, стремятся «расти поверх компаний». Выпускники технических вузов, как правило, менее настроены на карьеру через частые переходы. Они, наоборот, ищут оптимального работодателя и закладывают вероятность 1–2 ошибок в процесс поиска.

По мнению гендиректора компании Exclusive Personnel Александра Казакова, предпринимательством мечтали заниматься представители поколения 90-х. В нулевых залогом успеха считалось успешное трудоустройство и смена работы на более выгодную. По наблюдению Казакова, после кризиса работодатели с меньшим энтузиазмом берут новых работников, а те, в свою очередь, опасаясь нового периода нестабильности, чаще держатся за работодателя нынешнего.

По данным PwC, продвижение по карьерной лестнице – один из основных приоритетов для поколения миллениалов. По словам 52% респондентов опроса, это основное, что привлекает их в потенциальном работодателе. На втором месте – конкурентоспособный уровень заработной платы (44%). У российских выпускников те же приоритеты: 65% отмечают важность карьерного развития, а 59% говорят о значении заработной платы.

Так или иначе, 67% всех участников опроса рассчитывают, что в финансовом отношении они будут жить лучше, чем поколение их родителей. В России этот показатель достиг 91%.