Malev больше не летает

Венгерская авиакомпания Malev прекратила полеты и подала заявление о банкротстве. Крупнейшим ее кредитором оказался ВЭБ
M. ANTIN/ EPA/ИТАР ТАСС

В пятницу Malev остановила полеты, сообщила авиакомпания. Пассажирам будут забронированы места на рейсах других перевозчиков, пообещала она. Российские туроператоры рассчитывают, что российским туристам, купившим билеты на Malev, поможет «Аэрофлот», предоставив возможность улететь по льготным тарифам, говорит представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина (ее слова передал «Интерфакс»). Представитель «Аэрофлота» отмечает, что все пассажиры, купившие билеты на российско-венгерские рейсы Malev до 2 февраля, будут бесплатно перевезены компанией при наличии свободных мест.

Malev

авиакомпания. акционеры: правительство Венгрии (95%), Airbridge (5%). Убыток (данные компании, 2010 г.) – 24,6 млрд форинтов.

На минувшей неделе Malev подала заявление о банкротстве из-за проблем с ликвидностью. После решения Еврокомиссии о том, что компания должна вернуть правительству Венгрии 100 млрд форинтов (343,5 млн евро) субсидий за 2007–2010 гг., так как их выдача противоречит правилам Евросоюза, поставщики стали требовать от Malev предоплаты, но денег у нее не оказалось. Сейчас Malev находится в процедуре защиты от кредиторов, назначен государственный ликвидатор.

У Malev давно хромали финансы. В 2007 г. правительство Венгрии решило продать 99,5% убыточной авиакомпании. Победителем стала Airbridge Zrt, которая на 51% принадлежала венгерским предпринимателям Калману Кишу и Магдолне Келто, а на 49,5% – совладельцам Krasair Александру и Борису Абрамовичам. Сделку профинансировал ВЭБ. Абрамович обещал сделать Malev прибыльной уже в 2008 г. Но в августе 2008 г. из-за неплатежей прекратили полеты шесть российских авиакомпаний бизнесмена, а сам он уехал из России.

ВЭБ получил долю в 49,5% в Airbridge в счет долга. Но в 2010 г. Венгрия приобрела допэмиссию авиакомпании на 25,2 млрд форинтов ($127 млн по курсу на момент сделки), и доля Airbridge в Malev сократилась с 99,95 до 5%. Впрочем, Malev осталась должна ВЭБу 100 млн евро, рассказывал тогда председатель ВЭБа Владимир Дмитриев. Перевозчик должен был вернуть долг разовым платежом через пять лет. ВЭБ будет действовать в рамках существующего законодательства, чтобы вернуть деньги, сказал лишь представитель госбанка.

Общий долг Malev – около 60 млрд форинтов ($270 млн). Если долг ВЭБа учтен, то выходит, что он – крупнейший кредитор авиакомпании, а значит, суд при проведении процедуры банкротства будет учитывать его мнение как решающее, говорит старший юрист Goltsblat BLP Антон Панченков.