Вектор


Кто ответит за аварии

К «Сибур-трансу» и Rail Garant, публично предупредившим о риске невывоза грузов из-за приостановки эксплуатации РЖД вагонов украинского производства, добавилась крупная лизинговая компания Brunswick Rail. По ее информации, остановлено движение 80 000 вагонов разных типов (около 8% всех грузовых вагонов), а это грозит нарушениями в работе самой РЖД и крупнейших грузоотправителей.

О проблемах с качеством вагонов РЖД предупреждала давно, критикуя в основном украинских производителей. Из-за некачественного литья только в январе 2012 г. зафиксировано семь случаев излома рамы вагонных тележек, два из них завершились крушениями поездов. 30 января сошли с путей 18 вагонов-цистерн в Амурской области, ущерб, по оценкам РЖД, составил 80 млн руб. Именно после этого железнодорожная монополия и приняла решение приостановить эксплуатацию вагонов с использованием литья украинской «Азовэлектростали» (оно стало причиной аварии в Амурской области). Но речь идет лишь о 25 000 вагонов из партий, где ранее был выявлен брак, утверждает представитель РЖД. Нужно ужесточать технические нормы и ответственность производителей за брак, и заниматься этим должно государство. Сетовать же на волюнтаристские решения РЖД вряд ли стоит: нынешние аварии обошлись без жертв, и РЖД лучше перестраховаться, чем допустить катастрофу.

Спящая сила

X5 Retail Group пока не решила, как использовать бренд розничной сети «Копейка», сказал гендиректор Х5 Андрей Гусев. Эту сеть Х5 купила в декабре 2010 г. за 51,5 млрд руб. и за прошлый год ребрендировала большинство магазинов «Копейки» в «Пятерочки», а небольшую часть – в «Перекрестки». Хорошо известный покупателям бренд «Копейка», под которым до прошлого года работало почти 700 магазинов, сам по себе ценный актив, но у Х5 он, похоже, пока остается невостребованным. По словам Гусева, Х5 могла бы открывать магазины «у дома» под брендом «Копейка» (сейчас 70 магазинов этого формата работают под вывесками «Перекресток-экспресс», «Ситимаг» и «Пятерочка-мини»). Но окончательного решения пока нет, говорит он: «Мы думаем и рассматриваем разные варианты». А пока X5 раздумывает, название «Копейка» забывается, и бренд теряет рыночную силу и стоимость.

Новая отсрочка

Листинг акций «Ростелекома» на Лондонской фондовой бирже вновь откладывается. Еще в декабре 2011 г. стало ясно, что «Ростелеком» не сможет провести его в обещанный срок – до конца 2011 г.: британский регулятор требовал дополнить проспект свежими данными, в том числе по недавним и планируемым сделкам. В январе 2012 г. прошел слух (официально не подтвержденный), что британцам потребовалась от «Ростелекома» еще информация о проекте по установке видеокамер на избирательных участках, где оператор выступает генподрядчиком. А в минувшую пятницу президент «Ростелекома» Александр Провоторов сказал, что теперь листинг планируется ориентировочно на май 2012 г. Но может и не состояться вовсе, учитывая, что в этом году должен заработать центральный депозитарий объединенной биржи ММВБ-РТС: его отсутствие «для большинства крупных международных фондов <...> было единственным препятствием [для вложения в бумаги российских компаний]». Новая отсрочка может заставить понервничать тех инвесторов, которые хотели бы выйти из акций «Ростелекома» до президентских выборов: депозитарий-то заработает только летом. С другой стороны, большинство должны трезво оценивать вероятность смены власти в России в марте 2012 г. и, возможно, согласятся подержать бумаги «Ростелекома» подольше.

Банки больше, чем страховые посредники

Разделение страховых посредников на агентов и брокеров, которое могут узаконить поправки в закон о страховом деле, породило сумятицу на финансовом рынке. Поправки уже прошли первое чтение в Госдуме. В них говорится: контролирует работу брокеров ФСФР, ими могут быть юрлица с брокерской лицензией, а контроль за деятельностью страховых агентов (такими могут быть только физлица) осуществляет страховщик. При этом страховая компания отвечает за исполнение договора страхования, заключенного с агентом или брокером.

Агенты и брокеры – это хорошо, но куда же подевались банки и другие посредники, продающие страховые полисы, недоумевают банкиры и сами страховщики? Например, на банки, по оценкам страховых компаний, приходится 70% сборов по таким видам, как страхование жизни и здоровья, а ипотечное страхование и автокаско заемщиков дает не менее 25–30% розничного бизнеса на рынке страхования. Волноваться банкирам и страховщикам не стоит, успокаивают в Минфине. Дело в том, что банки – не посредники, к которым у страхового регулятора четкие требования по гарантиям и условиям работы, а просто каналы продаж. А их деятельность регулирует ЦБ. Так что банки по-прежнему могут продавать полисы, говорит замдиректора департамента Минфина Вера Балакирева.