Фильм "Марта Марси Мэй Марлен": девушка исчезает

В российском прокате негромко идет «Марта Марси Мэй Марлен» (Martha Marcy May Marlene) – американская независимая драма, получившая приз за режиссуру фестиваля «Сандэнс»
Киноафиша

После успеха на главном американском кинофестивале фильм был отобран в каннский конкурс «Особый взгляд», и о режиссере Шоне Деркине заговорили как об одном из самых перспективных дебютантов года. Его «Марта Марси Мэй Марлен» и похожа, и не похожа на типичное американское независимое кино.

Похожа тем, что героиня (Элизабет Олсен) молода и растерянна, а жанр картины – драма пополам с психологическим триллером. Непохожа деликатным формализмом и строгим режиссерским самоограничением. Шон Деркин старается работать на полутонах, на границе яви и сновидения, настоящего и прошлого. И соблюдает избранный принцип во всем – от освещения до монтажа, главного инструмента, с помощью которого фильм рассказывает одновременно две истории.

В одной героиню зовут Марта. Она исчезла из семьи на два года, потом внезапно позвонила старшей сестре (Сара Полсон) и теперь живет вместе с ней и ее мужем-архитектором (Хью Дэнси) в просторном доме у озера. В другой истории она отзывается на имя Марси Мэй и живет в лесной коммуне, основанной на принципах общего имущества, коллективного секса и добровольного подчинения лидеру (Джон Хоукс), немолодому альфа-самцу, с которым обязана переспать каждая девушка, попавшая в его «семью».

Фильм начинается с бегства героини из коммуны, но прошлое для нее остается таким же реальным, как настоящее. Марта постоянно путает миры родной буржуазной и приемной сектантской семей, шокируя сестру привычками из другой жизни, о которой ничего не рассказывает. То купается нагишом, то заходит в спальню, где сестра с мужем занимаются сексом, и тихонько ложится на край кровати, потому что не может уснуть одна.

Монтажные переходы из одной реальности в другую настолько естественны, что постепенно стирают контраст между ними, выявляя сходство. Шизофреническая атмосфера картины создается этим усиливающимся неразличением на первый взгляд противоположных миров. Настойчиво рифмуя сцены в коммуне и в доме сестры, Шон Деркин ставит героиню в ситуацию фантомного выбора. Подсовывает ей (и нам) ложные оппозиции – например, между буржуазными ценностями и правилами секты.

Хотя проблема Марты Марси Мэй в другом. Она сама, в сущности, призрак, ее уже не существует, а значит, не к кому применить такие важные для фильма понятия, как «забота» и «свобода». И актриса Элизабет Олсен с пугающей достоверностью играет именно это – истаивающую оболочку. Человека, которого нет. Ведь не напрасно Шон Деркин внимательно смотрел великую бергмановскую «Персону», на которую «Марта Марси Мэй Марлен» ориентируется гораздо больше, чем на картины модных киноавторов современной Европы.