Лицензии не пахнут


Российские производители одеколонов и духов просят правительство не считать их продукцию алкоголем, а вместо лицензий на производство и оборот спирта вернуть для них систему государственных сертификатов.

«По состоянию на 1 февраля 2012 г. без лицензий простаивает большинство официально действующих производителей парфюмерной продукции, суммарная доля которых на рынке парфюмерии массового спроса превышает 65–70%», – говорится в письме некоммерческого партнерства содействия развитию парфюмерной отрасли «Парфюмерный клуб» (объединяет 17 производителей), отправленном на имя председателя правительства (копия есть у «Ведомостей»). За месяцы простоя участники рынка понесли более 1 млрд руб. прямых и косвенных убытков, утверждает отраслевое объединение.

Основная часть заводов получили лицензии в 2006 г., и к лету 2011 г. срок их действия истек, говорит директор «Парфюмерного клуба» Марианна Пенькова. Новые лицензии, по ее словам, получили только два завода: татарстанский «Аромат» и «Новая заря». Еще два – «Парфюм стиль» и «Арома пром» – продолжают, по ее данным, работать со старыми лицензиями. Не получив лицензий, закрылись три завода и простаивают еще восемь, рассказывает Пенькова.

Объем российского рынка парфюмерии и косметики в 2011 г. «Парфюмерный клуб» оценивает в $12 млрд, из которых на парфюмерию приходится около 12–15%, или примерно $2 млрд. Российские производители в основном работают в массовом, недорогом ценовом сегменте, объем которого оценивается в $500 млн. На долю российских заводов в этом сегменте приходится около $320 млн. В натуральном выражении объем российского производства – около 80–90 млн флаконов в год.

У правительства парфюмеры просят вернуть процедуру государственной регистрации парфюмерных продуктов Роспотребнадзором. Это позволило бы вернуть ароматы из области регулирования алкогольного рынка в парфюмерно-косметическую сферу, пишут они в обращении к премьеру. С 2007 г., объясняют парфюмеры, госрегистрация парфюмерной продукции была отменена (на косметическую продукцию – лосьоны, тоники, аэрозоли – она сохранилась), вместо этого производители духов получили в ФНС лицензии на производство, хранение и оборот этилового спирта и спиротосодержащей продукции. С 2009 г. лицензированием на этом рынке занялось федеральное агентство Росалкогольрегулирование (РАР).

Сотрудник аппарата премьер-министра подтвердил, что в канцелярию письмо парфюмеров поступило и было передано в работу в департамент агропроизводства.

РАР придерживается мнения, что получать алкогольные лицензии должны все предприятия, чья работа связана с производством спирта. «Если организация занимается производством, хранением и поставками этилового спирта или спиртосодержащих жидкостей (в том числе и парфюмерии), лицензия необходима, это требование закона», – настаивает представитель РАР. «На наш взгляд, о выведении этой категории из-под действия лицензии сейчас не может быть и речи», – добавил он. Предприятия, которые полностью соответствуют требованиям, лицензии получили, а отказы некоторым производителям, по словам представителя РАР, «обусловлены объективными причинами»: отсутствием сертификатов соответствия на основное технологическое оборудование, неисправностью приборов учета ЕГАИС.

Не поддерживают парфюмеров и отраслевые союзы производителей алкоголя. «Возвращать госрегистрацию парфюмерии нельзя: многие компании, называющиеся парфюмерными, производят спирт, и некоторые из них играют немаловажную роль на рынке алкогольной продукции», – говорит председатель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Среди «жидкостей двойного назначения», по его словам, на первом месте стоят медицинские настойки, а на втором – одеколоны и бытовая химия вроде стеклоочистителей. В общей сложности, по его словам, в России потребляется 4–5 млн декалитров такой продукции в пересчете на спирт.