Кадры: Мехатроник вместо механика и электрика

Volkswagen Group Rus

Входит в концерн Volkswagen Group. С октября 2009 г. на калужском заводе VW запущен полный цикл производства, на заводе работает 6500 человек.

Реплика

Алексей Никитин, директор Колледжа информационных технологий и управления, Калуга. У нас в 2012 г. как раз будет первый выпуск индивидуальных групп, которые обучаются по специальностям «мехатроник» и «автомехатроник». Даже сейчас, на четвертом году обучения, какие-то шероховатости все равно обнаруживаются и убираются, что-то дорабатывается, что-то вносится, что-то меняется. Проблема в том, что у нас таких профессий – мехатроник и автомехатроник – нет, нет и классификатора на уровне среднего профессионального образования таких специальностей. У нас две специальности приняты за базовые. Мехатроник – это эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики, а автомехатроник – техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Поэтому фактически на выходе получается три диплома: диплом техника (потому что мы действуем в рамках российской системы образования), сертификат мехатроника (от Volkswagen Group Rus) и сертификат Российско-германской внешнеторговой палаты.

Я пришел рассказать про нашу систему дуального профессионального обучения, которую мы запустили совместно с Колледжем информационных технологий и управления в Калужской области. Когда начал наш завод работать тут, в Калуге, Volkswagen уже начал готовиться к тому, что в дальнейшем надо будет готовить для нас хороших специалистов, которые будут не только учиться [в классах], но будут учиться и на практике на производстве. Калужская область нас поддержала, выделила достаточно большие финансовые средства на строительство учебного центра с хорошими современными технологиями. Наши специалисты начали исследовать, какие традиции, какие способы обучения предлагаются в Калужской области. Мы узнали, что система образования имеет долгую традицию, хорошее качество, но очень сильно ориентирована в сторону теории. Тогда мы начали совместную работу с колледжем, который с нами вместе переработал теоретические планы и планы обучения, так чтобы мы могли в течение двух лет выращивать хороших специалистов, которые нужны нашему предприятию. Мы совместно проработали и наладили программы обучения, так чтобы мы могли успевать приглашать студентов к нам на завод и обучать их производственной практике. Получается так, что ребята находятся несколько дней в колледже и несколько дней у нас. Каждый студент, который имеет желание начать обучение по данной программе, проходит проверку, мы узнаем, как он способен работать, как он ведет себя, и совместно с колледжем подбираем для каждой нашей специальности ежегодно 12 специалистов.

Работа на каникулах

Сейчас у нас есть пять специальностей, и каждой из этих пяти специальностей обучается 12 учеников. С каждым учеником мы заключаем студенческий договор, и ученик продолжает в свое свободное время, например на каникулах, продолжать учебу на заводе Volkswagen. Потому что в этом ученическом договоре мы договариваемся со студентом, что он получит отпуск две недели зимой, три недели летом и все остальное время будет обучаться вместе с нашими тренерами прямо на заводе.

У нас сейчас открыты профессии автомехатроник, мехатроник, специалист по металлоконструкциям, слесарь механосборочных работ и покрасчик автомобилей. У каждой из этих групп есть один наш тренер, который отвечает и сам ведет практическое обучение на заводе, чтобы каждый из наших студентов имел хорошие компетенции, знания и был полноценным специалистом в своей профессии. Мы очень рады этим молодым людям, предлагаем сразу рабочее место, которое соответствует их рабочей позиции, их квалификации, и они у нас должны работать три года.

Почему такая программа была вообще запущена? Она была запущена ради того, чтобы, когда завод будет работать в три смены, было бы обеспечено достаточное количество хороших специалистов.

Можно сказать, именно благодаря совместной работе и поддержке Министерства образования и поддержке колледжа получается так, что Volkswagen прямо участвует в учебном процессе. Мы передаем наш опыт и даем доступ педагогам колледжа на наш завод, чтобы они могли познакомиться с технологией, могли обучиться так, чтобы быть хорошими профессионалами. А нашему заводу очень важно, чтобы профессиональное образование было открытое, транспарентное. И мы не запускали проекты обучения, которые выращивают узкопрофильных специалистов, которые не смогут найти никакого другого рабочего места, только на Volkswagen. Имеется в виду, что стараемся, чтобы специалист, который выходит из колледжа после трех лет обучения, был полноценным профессионалом и получил полноценную профессию.

Почему мехатроник?

Тут сегодня проскочило несколько раз слово «мехатроник». Почему нас всех так сильно интересует эта профессия? Надо вернуться в 90-е гг., когда пришло новое оборудование, когда пришли новые конвейеры, новые технологии – и с этих 90-х гг. начинает писаться история профессии мехатроник. Сейчас системы стали еще сложнее, так что, когда человек ухаживает за этим оборудованием, надо иметь специалистов, которые разбираются не только в механике, но разбираются и в электрике, знают отчасти программирование. Потому что нагрузка сейчас идет такая, что мы должны в ремонтных службах обеспечить постоянную занятость, сокращать время. Нам нужны специалисты самостоятельные, которые разбираются в технологиях и знают больше, чем только одну часть. Мы не можем себе позволить иметь на устранение одной неполадки, на одном месте сразу четырех специалистов, чтобы пришел механик – сказал: «Все хорошо», пришел электрик – сказал: «Все хорошо», чтобы пришел программист – тоже «все хорошо», приходит мастер – и скажет: «Ну, ребята, работает? Не работает. Так где проблема?» И все опять возвращается на этот круг.

Поэтому мы считаем, что нам как предприятию Калужской области очень важно совместно прорабатывать и помогать дополнить образование педагогов, и в том числе активно действовать в самой практической подготовке. Для этого у нас есть маленький отдел, который этим занимается и по договору с мастерами, с производственниками организует практическое обучение.

В 2011 г. мы также – спасибо нашему руководству – запустили систему наставников, и я думаю, что многим из вас, которые родились раньше, чем я, эта система достаточно знакома. Могу сказать, что два года, как я работаю вместе с Алексеем Никитиным, потихонечку строим то, что было раньше, – хорошее профессиональное образование, которое проходит в колледже и на производстве так, чтобы выходили в жизнь, на самом начале своей карьеры, хорошие профессионалы, которые могут себе в будущем обеспечить не только хорошую зарплату, но и спокойную жизнь.