Производство: Три хорошие новости

Среднерусский банк Сбербанка РФ

Работает в семи областях Центральной России. Обслуживает 32 млн частных лиц и 142 000 компаний. На территории семи областей имеет 1700 филиалов, 3000 банкоматов. Число сотрудников – более 20 000.

Вопрос из зала

Мы в Нижнем Новгороде работаем с 40 предприятиями, которые занимаются переделкой коммерческого автотранспорта. Как вы видите развитие рынка лизинга, кредитования малого бизнеса, который является потребителем именно этих автомобилей? Юрий Исмагилов: У Сбербанка развитие кредитования малого бизнеса стоит как одна из приоритетных стратегических задач в работе корпоративного блока. У нас есть специальные кредитные продукты для малого бизнеса – «Бизнес авто». Там более простая процедура по сравнению со стандартным продуктом. Подороже, чем для крупных, но и проще. Мы работаем через лизинговую схему, соответственно, там меньше первичный платеж и т. д. Кроме того, сейчас у нас пилотируется проект «Бизнес-старт» – для предприятий, которые не имели раньше опыта в бизнесе. Традиционный подход у всех банков, по крайней мере в России, был: покажите ваш опыт работы, хотя бы полугодовой, тогда мы дадим денег. [У нас] не требуется подтвержденной истории. В том числе предусмотрено и кредитование на покупку автомобиля по достаточно простой схеме.

В отличие от стандартной конструкции из анекдотов про две новости у меня есть три новости. И самое интересное, что все они хорошие. Наше мнение совпадает с оценкой специалистов, что отрасль имеет огромный потенциал роста. Хорошая новость для нас как для финансового института, что отрасль будет предъявлять огромный спрос на финансовые ресурсы. Ну и третья новость, хорошая для вас как для производителей, что есть в России финансовый институт, который способен в России этот спрос удовлетворить, – это Сбербанк России.

Потенциал рынка

Сегмент автопроизводства сейчас находится в сложной ситуации, на которую влияет много факторов. Первый – это общая макроэкономическая нестабильность. Второе – изменения в регулировании, связанные с новым законодательством о локализации производства. И третье – грядущее вступление России в ВТО. И все эти факторы разнонаправленно действуют на отрасль, и мы их должны учитывать.

Россия остается третьим по привлекательности рынком автомобилей. Здесь наши оценки сходятся: конечно, впереди Китай с точки зрения роста и потенциала, второе место – США с огромным объемом, но с меньшим потенциалом роста. И третье-четвертое места делят Россия и Индия, в которых рынок не такой объемный, но зато предполагаются значительные темпы роста этого рынка.

При сохранении текущей макроэкономической ситуации в России и росте доходов населения на 4–5% в год мы прогнозируем совместно с нашими экспертами к 2015 г. рост покупок автомобилей и то, что насыщенность достигнет 300 автомобилей на 1000 человек населения. То есть произойдет рост числа автомобилей по сравнению с показателями 2008 г. Но если макроэкономическая ситуация под влиянием всех известных факторов ухудшится, возможна и стагнация на этом рынке.

Новые проекты – новые кредиты

Новые требования к локализации, безусловно, углубляют степень проникновения, число компонентов, которые должны производиться в стране, а также предъявляют повышенные требования к количеству производимых автомобилей. И все это нас не может не радовать, поскольку те, кто будет производить эти компоненты, должны будут строить новые заводы, покупать новое оборудование и расширять производство. Понятно, что, как и отмечали коллеги в своих выступлениях, российские производители, к сожалению, не могут удовлетворить в полной степени и спрос производителей на компоненты, как в силу своей технологической отсталости, так и в силу просто незначительных количеств.

Поэтому понадобится привлечение зарубежных поставщиков. И мы прогнозируем большой их приход на этот рынок. Однако без решения многих вопросов инфраструктуры, кадровых, административных, логистических вопросов развернуть производство здесь будет достаточно сложно. Поэтому тот опыт, который имеет Калужская область, и тот подход к комплексному решению этих вопросов в идее создания технопарков, подобных тому, в котором мы находимся, безусловно, заслуживает самого пристального внимания. И является, на мой взгляд, самым правильным, самым верным решением этой проблемы. Мы готовы активно сотрудничать, в том числе и с Калужской областью, в расширении, в углублении, в дальнейшем развитии этих производственных площадок.

Как я уже сказал, для развития производства только вот представленные на диаграмме альянсы и российские производители до 2015 г. планируют инвестировать в свое производство до $4 млрд, что в конечном итоге приведет к увеличению производства автомобилей до 1 млн к 2015 г. И мы, в свою очередь, готовы и рады участвовать в таких проектах как надежный финансовый партнер.

Что касается вступления в ВТО, то наши эксперты считают, что для производителей легковых автомобилей ситуация будет не столь драматична из-за плавного снижения пошлин. Однако для производителей грузовиков и автобусов ситуация действительно будет сложнее. И мы тоже как финансовый институт, как ни странно, заинтересованы в том, чтобы рынок был защищен от ввоза подержанных автомобилей, потому что это мешает нам как кредиторам покупателей. Поскольку подержанные автомобили в основном покупаются за наличные, это резко снижает спрос на автокредиты, что ударяет и по нам. Кроме того, эти расчеты происходят обычно в наличной форме и существенная часть денег уходит из нашего оборота, мы недозарабатываем на связанных инструментах.

Касательно локализации производства и уровня отечественных производителей и развития производства нашими производителями. Все мы знаем, что, к сожалению, большинство отечественных моделей было поставлено на производство более 20 лет назад. И для того чтобы выдержать конкуренцию с пришедшими сюда производителями и потоком импортных автомобилей, традиционным отечественным производителям придется сделать существенные инвестиции в улучшение существующего модельного ряда и в его развитие. И это тоже потребует технического перевооружения, инвестиций в производство и маркетинг. И мы готовы участвовать в этих инвестициях.

По имеющимся у нас данным, только, опять же, представленные на диаграмме три крупнейших производителя планируют до 2015 г. вложить в модернизацию своего производства и развитие модельного ряда более $8,5 млрд. И соответственно, этот спрос будет предъявлен рынку.

Однако мы видим, что производители, как отечественные, так и иностранные, вновь пришедшие сюда, могут свои конкурентные преимущества реализовывать не только путем инвестиций в новый модельный ряд и обновлением моделей, снижением себестоимости. Большое поле мы видим в развитии финансовых инструментов, прежде всего для продвижения уже произведенных автомобилей.

Особенно важное значение имеют такие инструменты, как автокредитование и финансовый лизинг автомобилей. Автокредитование у нас развито было достаточно хорошо и до кризиса: примерно 50% новых автомобилей продавалось в кредит. В кризисные годы показатель упал. Сейчас он вновь вернулся к 50% примерно, но до уровня европейских стран – до 60% – есть еще большой запас. Что касается лизинга автомобилей, то этот сегмент рынка оставался весьма слабо освоенным, особенно с точки зрения физических лиц. По статистике, до 80% продаж в европейских странах для физических лиц приходится на финансовый лизинг. При нашем 1%-ном уровне проникновения здесь есть огромный потенциал для развития этого инструмента.

Возможности Сбербанка

Сбербанк предоставляет самый широкий спектр финансовых услуг и финансовых продуктов для производителей, начиная от краткосрочного кредитования и заканчивая длинными инвестиционными кредитами, что особенно важно для компаний, приходящих надолго, и компаний, желающих развивать производство автокомпонентов. Стандартный срок – это 10 лет. 15 лет – тоже существует такой срок кредитования, при этом мы активно используем институт постимпортного финансирования, который существенно снижает затраты для покупателей импортного оборудования за счет того, что де-факто финансирование происходит иностранным банком по ставкам, которые действуют на европейском рынке. Это очень хороший востребованный продукт, особенно для тех, кто, еще раз повторяю, покупает импортное оборудование и хочет его здесь устанавливать.

Разумеется, мы обслуживаем внешнюю торговую деятельность через аккредитивы, выдаем гарантии, ведем паспорта сделок. Весь спектр услуг для внешнеэкономической деятельности может быть получен в Сбербанке.