Вектор


Банки против политики

Чем ближе президентские выборы, тем ярче становятся обещания премьера. Особенно в столь социально чувствительной сфере, как ипотека. Если последние несколько лет Владимир Путин говорил, что необходимо снизить стоимость таких кредитов до 5–6% годовых, то теперь его ожидания и вовсе 3–4%. Такие цифры Путин назвал в разговоре с учителями средней школы из Кургана, увязав эту задачу со снижением инфляции и вообще банковских ставок. И если в контроле над инфляцией власти постепенно демонстрируют успехи, то со ставками такого пока не происходит. Сбербанк свернул одну из самых дешевых ипотечных программ, по которой цена кредита опускалась до 8% годовых. А другой крупнейший госбанк – «ВТБ 24» вчера и вовсе повысил ставки по ипотеке. Конечно, хорошо, что госбанки не спешат оплачивать популистские лозунги властей хотя бы в этой сфере. Но это лишь отдаляет граждан от ипотеки с названными Путиным ставками.

Повод медлить

Исчезло главное препятствие, мешавшее Роскомнадзору объявить давно разработанные (как утверждает ведомство) условия конкурса на частоты для сетей мобильной связи четвертого поколения (стандарт LTE). Правительство утвердило изменения в российскую таблицу распределения частот, предусмотрев там полосы и для LTE. Но тут у Роскомнадзора появился новый повод задержать конкурс: оказывается, его... негде объявить. Есть постановление правительства, обязывающее публиковать такие объявления в журнале «Конкурсные торги», а он больше не выходит, объяснил замруководителя Роскомнадзора Олег Иванов. Это снова наводит на мысль, что регулятор нарочно откладывает конкурс, хотя Госкомиссия по радиочастотам поручала провести его до 1 февраля 2012 г. Причина, вероятно, в нежелании чиновников встревать в конфликт. Частот мало, претендентов много – от сотовых операторов «большой тройки» (с приличным лоббистским ресурсом) до «Воентелекома» (с ресурсом административным). А еще надо, чтобы Федеральная антимонопольная служба не обвинила Роскомнадзор в потакании доминирующим игрокам рынка – с подачи региональных. Так что, похоже, раздача частот для LTE состоится при новом правительстве. И хорошо, если успеют до нового года: конкурс на LTE вряд ли будет для новых чиновников приоритетом.

Игра не по правилам

«Зарубежнефть» предложила государству продавать ее акции не ранее 2017 г. и не более 49%. Об этом со ссылкой на письмо компании в правительство, направленное в конце 2011 г., сообщил «Интерфакс». Сделка принесет бюджету примерно $12,7 млрд, подсчитала компания. А это вдвое больше суммы, на которую рассчитывает Минэкономразвития ($6,3 млрд), предлагая продать 25% минус 1 акция «Зарубежнефти» в 2012 г., а оставшиеся бумаги – в 2016 г. Аргументация «Зарубежнефти» вполне здравая: в настоящее время компания проводит геологоразведочные работы по семи проектам в России и за рубежом, в результате которых запасы компании могут увеличиться до 350 млн т нефтяного эквивалента, а ее стоимость – до $10,3 млрд (сейчас «Зарубежнефть», по собственным оценкам, стоит примерно $4,8 млрд). Другие госкомпании тоже пытаются оттянуть собственную приватизацию, убеждая чиновников в том, что в дальнейшем они будут стоить гораздо дороже. Но не исключено, что истинной причиной противостояния является нежелание госкомпаний на равных играть с другими участниками рынка. Та же «Зарубежнефть» признает это открыто: статус государственной компании обеспечивает ей благоприятные условия доступа к ресурсам, пишет компания в своем письме.

Торговля без премий

Правительство согласовало поправки в закон о торговле, которые запретят торговым сетям брать с поставщиков дополнительные сборы за продвижение товара. Об этом сказал первый вице-премьер Виктор Зубков на съезде Ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов в субботу. Распоряжения правительства о внесении этих поправок в Госдуму пока нет, но, очевидно, проект поправок, предложенный правительству Федеральной антимонопольной службой, скоро дойдет до парламента. В поправках, о которых упоминает Зубков, речь идет об устранении противоречий между 9-й и 13-й статьями закона: в первой прямо запрещаются любые дополнительные платежи за продвижение товара, другая перечисляет дополнительные условия для поставщиков, которые сети не имеют права навязывать, – такие как изменение ассортимента, логистические услуги, штрафы за недопоставки и проч. Получается, что в существующей версии закона прямого запрета на дополнительные маркетинговые услуги (а их настойчиво предлагают поставщикам практически все сети) нет. Если думцы поддержат правительственный проект, розничным сетям и производителям товаров придется снова искать общий язык и придумывать новые правила игры.