Точка зрения: Заложники ситуации


Каждый год многие российские города объявляют о масштабных планах развития гостиничной инфраструктуры. Но поскольку государство и муниципалитеты не финансируют такие проекты, то города становятся заложниками частных инвестиций, которые могут прийти или не прийти.

Много гостиничных сетей объявляет о масштабных планах развития, как только подписали договор с девелопером. Но подписать не значит открыть отель. Подписать легко, но после этого надо найти финансирование, спроектировать, согласовать и т. д. и т. п.

Иногда получается, что при смене власти проекты останавливаются или пересматриваются и в итоге становятся невыгодными для инвесторов либо вообще отменяются, несмотря на существующие договоренности. Если же (в некоторых городах) проект помешает местному «авторитетному» бизнесмену или чиновнику, то он будет обречен.

Гостиничному сектору необходима помощь на государственном уровне. Нужно ликвидировать или хотя бы сократить административные барьеры, которые мешают реализации инвестиционно-строительного проекта. Пора пересмотреть строительные нормы и правила: ведь, если следовать устаревшим СНиПам, никогда не удастся построить современную эффективную гостиницу, соответствующую международным стандартам. Необходимо упрощение и удешевление подключения к коммуникациям, а возможно, и предоставление льгот и субсидий. Городские администрации должны планомерно выделять подходящие участки под гостиницы.

Еще одна проблема – в России очень мало настоящих девелоперов. И еще меньше специализирующихся на гостиничном секторе. Большинство из них – это владельцы хороших земельных участков, которые диверсифицируют инвестиции, в том числе путем вложений в отельный бизнес. Основная часть профессиональных девелоперов сосредоточена в Москве. С ними международному оператору достаточно лишь подписать контракт на техническое сопровождение (в рамках договора управления) и можно быть уверенным, что объект будет построен в срок и передан сети в управление.

Но, увы, в основном управление проектом и взаимодействие с местными властями организовано очень плохо и управляющая компания сталкивается с бесконечными задержками. Accor, как гостиничный оператор, старается помочь инвестору в реализации проекта, тесно сотрудничая с его командой и зачастую предоставляя гораздо больше услуг, чем предусмотрено контрактом. Мы передаем инвестору опыт, накопленный нами в Европе (хотя он не всегда применим в России).

В планах Accor на 2012 г. – вывод на российский рынок бренда Mercure. Под этим брендом здесь появятся три совершенно разных отеля. В начале года примет первых гостей гостиница «Mercure Арбат» в Москве, вслед за ней откроется Mercure в Липецке: обе они, по нашим прогнозам, будут ориентированы на бизнес-путешественников. В конце года будет открыт отель Mercure на горнолыжном курорте «Роза хутор» в Сочи. Мы рассчитываем, что по окончании Олимпийских игр его полюбят многие россияне. Также откроются Novotel в «Москва-сити» на 350 номеров (он станет одним из самых дорогих наших проектов) и Ibis в Самаре. Также мы реализуем проект на ул. Бахрушина, он объединит три бренда под одной крышей – Mercure, Ibis и апарт-отель «Адажио» – и станет первым настоящим апарт-отелем в Москве.

У нас амбициозные планы по завоеванию доли российского рынка в России, которая по-прежнему испытывает острый недостаток в современных гостиницах экономкласса. Именно эту нишу намерен занять наш бренд Ibis. В России и СНГ уже успешно работают семь гостиниц Ibis, что позволяет нам говорить о запуске полноценной сети. В новой стратегии Accor именно бренд Ibis, как самый сильный и популярный, объединит менее распространенные бренды экономкласса All Seasons и низкобюджетного класса Etap. Таким образом, в результате ребрендинга появится три типа гостиниц Ibis: классический Ibis, нестандартизированный Ibis Styles и низкобюджетный Ibis Budget.

Совсем недавно мы открыли гостиницу в Ашхабаде, столице Туркменистана. Трудно представить, чтобы в какой-то другой части мира в гостиницу были вложены сопоставимые средства (по данным СМИ, 270 млн евро), но в результате получился фантастический Sofitel, и мы гордимся таким сотрудничеством с местными властями.