«Тагаз» едет в суд

Едва «Тагаз» при помощи губернатора и премьера решил проблемы со старыми долгами перед ВТБ, как его тянут в суд новые: Газпромбанк взыскивает выданные в прошлом году 12,3 млн евро

Арбитражный суд Москвы 24 февраля начнет рассматривать иск Газпромбанка к «Тагазу» на 12,3 млн евро, сообщается на сайте Высшего арбитражного суда (ВАС). Как следует из материалов суда, в мае 2011 г. банк открыл заводу аккредитивы на покупку комплектующих для сборки автомобилей. По условиям аккредитивов «Тагаз» предоставлял эти детали и собранные из них автомобили в залог банку. Поэтому во втором иске Газпромбанк просит обратить взыскание на уже собранные 2098 автомобилей «Тагаза» (см. врез) – в материалах ВАС говорится, что они стоят 46,6 млн руб., этот иск будет рассмотрен 29 февраля.

Автозалог. 2098

автомобилей, принадлежащих «Тагазу» и заложенных Газпромбанку, требовал арестовать банк в качестве обеспечения иска, в том числе 553 Tagaz Road Partner, 281 Hyundai Santa Fe, 269 Hyundai Sonata, 227 Hyundai Accent. Суд отказал в аресте, усомнившись, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта (обращение взыскания на автомобили). «Для принятия судом обеспечительных мер недостаточно только субъективного опасения лица о будущей невозможности или затруднительности исполнения судебного решения – для этого необходимо представить суду достаточные доказательства обоснованности таких опасений», – говорится в материалах дела

Почему Газпромбанк начал взыскивать аккредитивы, в материалах суда не сказано. Пресс-служба Газпромбанка на запрос «Ведомостей» вчера не ответила. Пресс-секретарь «Тагаза» Денис Поваляев не смог прокомментировать конфликт.

Управляющий партнер фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Игорь Степанов говорит, что для требования досрочного погашения долга выплаты по нему не обязательно должны быть просрочены – достаточно, если банк решит, что действия заемщика могут повлиять на выплаты в дальнейшем. Например, если у завода много долгов или на нем проводится реорганизация.

«Тагаз» только завершает реструктуризацию старых долгов. С началом кризиса его просроченный долг 12 банкам составлял свыше 20 млрд руб., с начала 2011 г. банки один за другим пролонгировали долги, только ВТБ (долг перед ним превышает 6 млрд руб.) отказывался и даже требовал банкротства завода. Но ростовский губернатор Василий Голубев ходатайствовал перед Владимиром Путиным, премьер попросил банк и 8 декабря ВТБ подписал с заводом меморандум о реструктуризации долга на семь лет и снижении ставки с 18 до 10%. Реструктуризация еще не состоялась, ее окончательные условия прорабатываются, говорил в конце января управляющий ростовским филиалом ВТБ Юрий Авдеев.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Юг» Юрий Пустовит считает, что Газпромбанк пойдет на реструктуризацию долга: «Это банк с госучастием, госбанки в такой ситуации обычно принимают единую стратегию и смотрят на действия основного кредитора».

На встрече с блогерами Голубев прокомментировал ситуацию: «Теперь многое зависит от собственников. Я думаю, не так много примеров, когда предприятие, в котором нет ни копейки государственных денег, было оперативно поддержано председателем правительства, и очень эффективно».

Управляющий директор АГ «Капитал» Александр Агибалов считает, что «Тагаз» не сможет нормально работать без государственной поддержки или стороннего инвестора, так как нынешние объемы производства и выручка завода не позволяют ему нормально обслуживать многочисленные долги. В 2011 г. «Тагаз» выпустил 30 551 (+21,4%) и продал 30 633 автомобиля (+13,2%).