Для ОСАГО срок не важен

Депутаты и правительство поправят закон о техосмотре, из-за которого в начале января встали продажи полисов ОСАГО. Вскоре страховку можно будет купить хоть за сутки до истечения срока действия талона. Взамен страховщики получат право предъявлять регрессные иски виновникам аварий, решившим сэкономить на техосмотре
Е.Кузьмина/ Ведомости

С начала этого года аккредитация пунктов ТО и выдача талонов переданы от МВД Российскому союзу страховщиков (РСА). Продавать полисы ОСАГО страховым компаниям разрешили только при наличии у водителя талона ТО, истекающего не ранее чем через полгода. Но в начале января новая система толком не заработала, поэтому страховщики отказывали клиентам в продаже полиса. Выход из ситуации нашел «Росгосстрах». Его сотрудники частично заполняли талоны ТО и продавали полисы ОСАГО под обещание пройти техосмотр. Конкуренты обвинили «Росгосстрах» в нарушении и дискредитации законов о ТО и ОСАГО. Скандал чуть не привел к отставке президента РСА Павла Бунина.

Снимаются практически все вопросы, доволен заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Разумно было бы вовсе «отвязать» ТО от полиса ОСАГО, считает гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев.

Поправки в закон о техосмотре и другие законодательные акты в Госдуму внесли председатель думского комитета по финансовым рынкам Наталья Бурыкина и ее первый заместитель Владислав Резник (оба из фракции «Единой России»). Документ готовился вместе с участниками рынка и представителями правительства, рассказывает Бурыкина: «В рабочем порядке многие нормы законопроекта с правительством уже согласованы».

Законопроект Бурыкиной и Резника разрешает продавать полис ОСАГО независимо от срока действия ТО. А чтобы водители не пренебрегали обязанностью пройти техосмотр, сотрудникам ГИБДД предлагается вернуть утраченное с января право проверять у любого водителя наличие талона. Наказывать нарушителей предлагается штрафом в 500–800 руб. Раньше за это можно было лишиться номеров. Кроме того, страховщики получат право требовать от таких водителей, ставших виновниками ДТП, компенсировать расходы на выплаты пострадавшим. А если здоровью потерпевших нанесен как минимум ущерб средней тяжести, то автомобилист может лишиться прав на два года.

Согласование поправок правительством ожидается в марте, а принять законопроект могут к лету, говорит Бурыкина. Правительство вряд ли согласится вернуть сотрудникам ГИБДД право проверять талоны на дорогах – слишком коррупционная норма, отмечает федеральный чиновник, участвующий в обсуждении проекта. Бурыкина не исключает этого. Но при ДТП гаишникам, возможно, такие полномочия понадобятся, рассуждает чиновник. Представителю правительства Дмитрию Пескову неизвестно о законопроекте. С представителем ГИБДД связаться не удалось.

Возвращать ГИБДД право проверять талоны не нужно, уверен лидер Движения автомобилистов России Вячеслав Лысаков. В остальном законопроект ему нравится: «В перспективе можно освободить водителей от прохождения ТО, если они в течение года обслуживаются в сертифицированном центре».