Встречи отменить нельзя

Около трети рабочего времени руководители западных компаний отводят переговорам, утверждают авторы WSJ, ссылаясь на результаты исследования Harvard Business School. А вот у российских гендиректоров деловые встречи отъедают больше половины рабочего дня, считают эксперты. Что может помочь отечественным директорам сэкономить время?

Не менее трети своего времени (18 часов стандартной 55-часовой рабочей недели) руководители компаний проводят на встречах, около трех часов посвящают деловым звонкам, пять часов – деловым завтракам, обедам и ужинам, утверждают исследователи Harvard Business School, опросив личных секретарей более 500 руководителей крупных компаний во всем мире. По данным исследователей, в среднем только шесть часов еженедельно (менее десятой части рабочего времени) топ-менеджеры отводят индивидуальной работе за закрытыми дверями.

«Руководителям российских компаний приходится тратить гораздо больше времени на встречи и переговоры», – уверен управляющий партнер консалтинговой компании RosExpert Игорь Шехтерман. В среднем конфиденциальные встречи занимают не менее 50% рабочего времени наших CEO, уверен он. По мнению Шехтермана, это связано с тем, что западный бизнес более формализован и лучше структурирован, поэтому «личностный фактор» в его делах имеет меньшее значение.

«Профессия управляющего – это прежде всего аналитическая работа. Однако сейчас я руковожу бизнесом, который находится в стадии изменений, поэтому 70% моего времени посвящено встречам и переговорам», – рассказывает управляющий директор УК «Тройка диалог» Антон Рахманов. Он делит день на две части: первая половина – это внутренние дела управляющей компании, с трех часов – внешние встречи, переговоры с партнерами, общие мероприятия компании. «За день в среднем я провожу две внешние встречи и три-четыре внутренние, – рассказывает Рахманов. – Обеденное время тоже использую для встреч с управляющими или с заместителями».

«В России топ-менеджеры склонны проводить больше времени на встречах, чем их западные коллеги, – говорит управляющий партнер PwC в России Дэвид Грэй. – В большинстве случаев такая тенденция связана с особенностями управления бизнесом, когда окончательное решение принимается только на уровне высшего руководства и только по результатам совещания, от чего календарь зачастую состоит из одних встреч».

По наблюдению Шехтермана, практика переговоров на удаленном доступе получила широкое распространение в России лишь в последние пару лет: отчасти это связано с технологическим прогрессом, отчасти – с экономией компаний в кризис. Он вспоминает: «Если раньше на финальной стадии переговоров иностранного топ-менеджера наши клиенты привозили на переговоры в страну, то теперь предпочитают побеседовать с ним по конференцсвязи».

«Для меня видеоконференции и совещания – очень удобный формат в повседневной работе, и у меня к нему нет никаких предубеждений. Большинство рабочих вопросов можно быстро решить, соединившись с коллегами из других регионов», – говорит Михаил Жуков, гендиректор компании HeadHunter. Он раз в неделю проводит рабочие совещания со всеми 12 филиалами компании, в том числе с Украиной, Казахстаном и Белоруссией, используя видеосвязь. «Но в абсолют подобный формат возводить не стоит, – замечает Жуков. – Например, раз или два в год я обязательно лично встречаюсь со всеми региональными директорами». Кроме того, по его словам, встречи с важными клиентами и партнерами по видеосвязи не провести – нужно общаться лично. Как и разговаривать с сотрудниками о личных проблемах.