Выставка "Похвала глупости, или Архитектура российского капитализма": Диана Мачулина цитирует классиков и обличает современность

Художник Диана Мачулина посвятила свою выставку новейшей российской архитектуре, которая не просто плоха, но и отражает социальное устройство общества
В.Филонов для Ведомостей

Диана Мачулина не только известный московский художник, творец современного искусства, она общественная активистка и социальный мыслитель. По крайней мере на новой выставке в Галерее Гельмана Мачулина проявляется во всех этих качествах, представляя картины, рисунки и объекты с цитатами и размышлениями, обличающими современную московскую архитектуру, а за ней и все социальное устройство нашей недемократической родины.

В центре выставки «Похвала глупости, или Архитектура российского капитализма» три картины. На них с пафосом, но без старания изображена горящая книга римского архитектора Витрувия, больше двух тысячелетий назад указавшего, что всякая постройка должна быть полезна, прочна и красива.

Кроме заимствованного у Эразма Роттердамского названия, сожженного Витрувия и эпиграфа из Уинстона Черчилля, на выставке цитируются Александр Блок, Умберто Эко, Вильям Шекспир, Альбрехт Дюрер и другие умные люди, чьи слова показались начитанной Диане в тему. Такое буйное цитирование не снилось даже самым отчаянным постмодернистам от архитектуры, строителям новейшей Москвы. Все же дома проектировать – не картинки рисовать, надо, чтобы здание хотя бы не падало.

Не сказать, что выставка «Похвала глупости» сделана крепко или красиво. Небрежная графика, иллюстрирующая размышления, уродливые серые объекты, как-то соотносящиеся с какой-то московской статистикой, – все туманно, без ясного плана и четкого посыла зрителю. Но будем надеяться, что новое сочинение Мачулиной полезно. Как напоминание, что архитектура творится не столько архитекторами, сколько обществом в лице заказчика, кем бы он ни был – человеком, корпорацией, муниципальной или государственной властью.

Так что лучше не смотреть на опыт молодой и социально активной художницы как на размышления дилетанта, наивно требующего от архитектуры того, чего нет в программно уродливом современном искусстве или любом социальном устройстве. Полезнее видеть в выставке проявление общественной тревоги, даже паники, пусть и выраженной неказисто, а то и пугающе: «Манежная площадь: купола, которые всегда были идеограммой небесного свода, лежат на земле, превращаясь в метафору о конце света, небесах, павших на землю». Мало кто ненавидит Манежку так же люто, как я, но все же это творение Зураба Церетели скорее убогое, чем зловещее. Там не маленькие павшие небеса, а крышки гигантских кастрюлек.