Не хватает 1% ВВП

В 2012 г. расходы федерального и региональных бюджетов на дороги составят 1,3% ВВП. Нужно вдвое больше, предупреждают правительственные эксперты

Все регионы приняли законы о создании собственных дорожных фондов, сообщил замруководителя Росавтодора Иннокентий Алафинов (цитата по сайту ведомства). В этом году федеральный фонд потратит 370 млрд руб., региональные – 410 млрд, подсчитали в Росавтодоре, всего – около 1,3% ВВП. В 2013 г. общий объем расходов должен достичь 920 млрд руб., а к 2014 г. – превысить 1 трлн. Это примерно 1,4% ВВП в год.

Основной источник пополнения фондов – топливные акцизы, 70% сборов получают регионы, оставшееся – федеральный дорожный фонд. Кроме того, регионы получают средства еще примерно из 30 источников: например, плата за использование придорожной полосы, штрафы за срыв сроков подрядных работ, часть сборов от налога на прибыль.

В лучшем случае общие расходы на дороги могут достигнуть 1,6–1,7% ВВП, а с учетом накопившихся проблем для развития качественной дорожной сети нужно намного больше – хотя бы 2,5–2,6% ВВП в год, предупреждает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Чтобы нарастить финансирование, профильная группа экспертов, работавших над обновлением стратегии развития России до 2020 г. (ее возглавляет Блинкин), предлагает радикально повысить акцизы на топливо: на 7–8 руб. за три года в пересчете на литр. Бюджетом предусмотрен более скромный рост акцизов – на 1 руб. ежегодно в 2011–2013 гг. (плюс на уровень инфляции).

Сценарий резкого повышения акцизов почти нереальный, признает Блинкин: дело не только в социальном напряжении, дорожная отрасль просто не готова в короткие сроки переварить такие инвестиции. В условиях недостатка средств выжили лишь самые крупные дорожные компании, объясняет он, а нужна широкая сеть узкоспециализированных подрядчиков, на ее формирование нужно время.

Альтернативный вариант – плавное повышение акцизов, замечает Блинкин. По расчетам Минфина (копия есть у «Ведомостей»), если продолжать добавлять по 1 руб. в год, то за 2014–2020 гг. расходы на транспорт можно дополнительно увеличить на 3,5% ВВП, или на 3,3 трлн руб.