Итоги Берлинале-2012: Актуальные ветераны

Главным сюрпризом основной программы Берлинале-2012 оказалось ее удручающе низкое качество, особенно заметное на фоне высокого для самого непритязательного из фестивалей «большой тройки» процента громких имен
Berlinale

Театральная звезда Деклан Донеллан дебютировал в кино с экранизацией Мопассана, модный филиппинец Брийянте Мендоза снял фильм с Изабель Юппер, талантливый венгр Бенедек Флигауф после претенциозной фантастической утопии с Евой Грин вернулся к корням и снял реалистичную драму в венгерской деревне – все это показали в Берлине.

Критики, задававшиеся по поводу Мендозы и Флигауфа вопросом, почему авторы, которые могли бы рассчитывать на Канны, попали в менее престижный Берлин, задавали его не зря: две крепкие реалистические драмы оказались не самыми яркими строчками в фильмографиях режиссеров. Новые фильмы главного представителя берлинской школы – Кристиана Петцольда и неоднократного берлинского лауреата прошлых лет Ханса-Кристиана Шмидта тоже разочаровали: оба представили культурно снятые, гладкие драмы.

«Хороших фильмов было так много, что некоторые даже не вошли в конкурс», – с непроницаемым лицом пошутил, выйдя на сцену, председатель жюри англичанин Майк Ли.

Самым ярким пятном в потоке негромкого европейского псевдореализма со скачущей камерой и незагримированными лицами оказалась картина братьев Тавиани «Цезарь должен умереть». Итальянские патриархи пошли в тюрьму, где зеки поставили трагедию Шекспира «Юлий Цезарь», разыграли ее с ними еще раз на черно-белую камеру на строгом фоне решеток и тюремных коридоров и получили за это главного «Медведя»: в их актуально реалистическом опыте бил самый заметный нерв. Прослезившиеся режиссеры (обоим за восемьдесят) перечислили артистов, отбывающих заключение, поименно.

Остальные награды Майк Ли с компанией, в которой были Джейк Джилленхол, Шарлотта Генсбур и Антон Корбайн, распределил предсказуемо: лучшим режиссером стал самый сдержанный, далекий от эксцентрики художник конкурса – Кристиан Петцольд, Гран-при достался Флигауфу, выступившему против геноцида цыган. Актерский приз получила девушка, сыгравшая в фильме «Мятежница» об африканских армиях, сформированных из детей, которых предварительно заставили расстрелять собственных родителей. Единственным исключением выглядела награда за лучшую мужскую роль, доставшаяся датскому актеру Миккелу Боэ Фольсгарду за партию эксцентричного короля в исторической драме «Королевский роман» – в этом пышном костюмном кино об интрижке королевы с придворным доктором он выглядел единственным живым человеком, затмив звездного, но в этот раз несколько вялого Мадса Миккелсена.

Единственному визионерскому кино, возвышавшемуся над плоской равниной конкурса, – невероятно интересному черно-белому и частично немому опыту португальца Мигеля Гомеша «Табу» дали (так и хочется сказать – «сунули») приз имени Альфреда Бауэра за инновации. С мрачнейшей физиономией выйдя за наградой, Гомеш наклонился к микрофону и пояснил: «Спасибо, что похвалили за новаторство. Вообще-то я планировал снять старомодное кино».

В неспособности отличать инновационное от старомодного, актуальное от социального до сих пор и состоит проблема продолжающего неуклонно вываливаться из «большой тройки» берлинского фестиваля.