В тени не наливают


Росалкогольрегулирование (РАР) отчиталось о снижении доли контрафактной водки.

Доля контрафактной водки России в 2011 г. составила 24%, говорится в сообщении на сайте РАР. Это самый низкий показатель за последние 10 лет, утверждает близкий к ведомству источник. В 2001 г., сразу после начала работы акцизных складов, доля нелегальной водки упала до 25–30%, а потом этот показатель резко вырос, продолжает источник.

О том, что доля нелегальной водки снижается, в конце 2011 г. говорил первый вице-премьер Виктор Зубков, но точной доли рынка не называл: по его данным, объем нелегального производства водки сейчас составляет «чуть более 20%» рынка против почти 50% несколько лет назад. Эти расчеты, как объяснял тогда источник в правительстве, были основаны на разнице между показателями объемов розничных продаж водки и объемами производства.

Исходя из данных Росстата (розничные продажи – 135,9 млн дал, производство, включая импорт, – 86,3 млн дал) получается, что в России в 2011 г. было продано на 40% больше водки, чем произведено. Но РАР воспользовалось данными о производстве не из Росстата, а из ежеквартальных деклараций, которые в ведомство направляют производители алкоголя. Из деклараций следует, что водки в России в 2011 г. было произведено 104,5 млн дал. Данные о розничных продажах служба взяла из Росстата. На теневой рынок (при разнице между импортом и экспортом в 1,6 млн дал), по расчетам РАР, пришлось 33,1 млн дал, или 24% от общего объема рынка.

Почему данные по производству водки, предоставленные производителями в РАР, так сильно отличаются от данных Росстата, представитель ведомства уточнить не смог.

Вадим Дробиз из ЦИФРРА предлагает другую методику расчета: если разделить объем акцизов, уплаченных производителями, на ставку акциза, получится, что в 2011 г. в России было произведено всего около 80 млн дал легальной водки и ликероводочных изделий.

Как бы то ни было, доля рынка, которую занимает нелегальная водка, в последнее время действительно снижается, заметили топ-менеджеры двух крупных производителей. Но оба они оценивают общую долю всех видов нелегальной водки в 30–35%.