Вектор


По накатанной дороге

Прошлой осенью Белоруссия продала «Газпрому» оставшиеся 50% «Белтрансгаза» и добилась серьезной скидки на газ, благодаря чему должна сэкономить $6–7 млрд за три года. В республике нашлось немало критиков сделки, ведь труба – стратегический актив. Но президент Александр Лукашенко нашел чем ответить: это нормальная сделка, труба должна приносить деньги, а «Газпром» мог сократить транзит после запуска новых морских газопроводов. Не исключено, что та же схема будет опробована и на нефтепроводах Белоруссии. По словам первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, покупатели могут быть разные, не только российские. Но именно из России идет нефть по белорусской системе «Дружба». Северная ее часть и так недозагружена с 2008 г., напомнил Семашко. А скоро «Транснефть» запустит новую трубу – БТС-2. Главное, конечно, – сроки: продажа белорусских нефтепроводов обсуждается не первый год.

Поспорил с Путиным

Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев заявил, что банк откажется от вхождения в капитал «Русгидро», которой нужны деньги на инвестпрограмму, если сделка будет невыгодной. Определить источники докапитализации «Русгидро» Путин поручил Внешэкономбанку и Минфину в декабре, спустя месяц министр энергетики Сергей Шматко писал, что «Русгидро» с банком проводят мероприятия для выкупа у компании 11% ее акций в 2012–2014 гг. за 64 млрд руб.

Но в пятницу Дмитриев заявил, что проведенная Росимуществом оценка «Русгидро» для сделки «неактуальна» (передал «Интерфакс»). «Русгидро» предлагает 1,65 руб. за акцию, но нынешняя оценка существенно ниже, говорит Дмитриев, а исторический минимум – 38 коп., поэтому банк проведет собственную оценку компании. По словам представителя Внешэкономбанка, сроки оценки и аудиторы будут обсуждаться с профильными ведомствами и на наблюдательном совете банка: пока сделка не утверждена, ее условия могут меняться.

Вряд ли банку удастся отказаться от сделки, порученной Путиным, сомневается директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, но заявления Дмитриева могут помочь банку сбить цену.

Все ближе к нулю

В пятницу офис российского ТД «Немирофф» (принадлежит украинской Nemiroff) заняли представители контролирующего 25,04% компании Александра Глуся. Выдворенная администрация, действующая от имени акционеров, у которых почти 75% Nemiroff, происходящее не комментирует. Полгода назад была подобная же история, только тогда выставили представителей Глуся. Сегодня они уверены в своих правах – у них на руках решение суда Никосии о признании их гендиректора Григория Савинова легитимным. А сражение за офис последовало за новостью о возможном скором начале роccийского производства Nemiroff на мощностях «Татспиртпрома».

Сотрудник мажоритариев уверяет, что в конфликте ставить точку рано, поскольку решение суда Никосии в России не действует.

Знакомые предпринимателей утверждают, что конфликт начался больше года назад из-за отказа Глуся продать Nemiroff владельцу «Русского стандарта» Рустаму Тарико. С тех пор продажи Nemiroff в России сошли на нет, а конца противостоянию не видно. Видимо, обида партнеров друг на друга так сильна, что они готовы рискнуть компанией, за которую Тарико всего два года назад был готов заплатить $300 млн.