Внезапный всплеск

Начало года ознаменовалось резким ростом капитальных инвестиций и замедлением темпов роста частного потребления, отчитался Росстат. Всплеск инвестиций может быть временным явлением, а замедление спроса – постоянным

Январская статистика зафиксировала значительное улучшение инвестиционного спроса и замедление темпов роста потребительского. Инвестиции выросли на рекордные 15,6% к январю-2011. Частично этот всплеск обусловлен низкой базой (в январе прошлого года инвестиции сократились на 4,7%). Рост капвложений коррелирует с ростом строительства (на 11,7%), в том числе жилищного (на 21,5%; годом ранее динамика также была провальной), и может быть связан с достаточно теплой погодой, полагает Александр Морозов из HSBC. «Далеко идущие выводы делать рано: серьезных факторов, которые стимулировали бы более высокий рост инвестиций, чем в 2011 г., нет», – замечает он.

Рост зарплат, немного ускорившийся в номинальном выражении (13,5% против 10,5% в январе-2011 и 11,3% в декабре), в реальном составил 9% (0,6% годом ранее; 4,9% в декабре). Однако рост реальных доходов не столь впечатляющ: всего 2,3% (6,3% в декабре; в январе-2011 был спад на 5,6%). Притормозила в сравнении с темпами конца 2011 г. и розница – ее оборот вырос на 6,8%, на треть меньше, чем в декабре. Реальный рост зарплат обусловлен в первую очередь замедлением инфляции при инерционном росте номинальных заработков и индексацией зарплат военным.

По оценкам Владимира Пантюшина из Barclays Capital, потребительский сектор и инвестиционный спрос демонстрируют достаточно здоровые темпы, что не может не радовать при зависимости роста экономики от внутренних источников. Единственное слабое место в макроданных января – рынок труда, где уровень безработицы вырос до 6,6% против 6,1% в декабре. Но это может быть временной сезонной коррекцией и вскоре показатель вернется на уровень 6%, пишет Пантюшин. Если смотреть в будущее, то свободных рабочих рук все меньше, а значит, предприятия не смогут отказаться от повышения зарплат, считает Морозов. Но январское резкое снижение темпов розницы смущает, признается он: замедление инфляции может снова привести к росту нормы сбережений и, как следствие, замедлить рост потребления.