Фильм «Мартовские иды»: запомни, изменяя мне, ты изменяешь всей стране

В «Мартовских идах» (The Ides of March) Джорджа Клуни политика – дело не столько грязное, сколько грустное
outnow.ch

У пьесы Бо Уиллимона, по которой снят фильм, был другой заголовок – по названию одной из станций вашингтонского метро. К роману Торнтона Уайлдера «Мартовские иды» фильм отношения не имеет, но для Клуни, вероятно, был важен привкус поражения, который есть в этом названии. 15 марта был убит Юлий Цезарь, на эту же дату назначены первичные выборы кандидата в президенты от демократов в штате Огайо, а вокруг подготовки к ним построен сюжет.

Зябко, тоскливо, часто идет дождь.

Клуни играет одного из кандидатов, обаятельного губернатора Пенсильвании. Но главный герой не он, а второй человек в его штабе (Райан Гослинг), восходящая звезда политического пиара. Им доволен тертый главный менеджер губернаторской кампании (Филип Сеймур Хоффман), его пытается переманить ушлый начальник штаба конкурента (Пол Джаматти). А юная подчиненная (Эван Рейчел Вуд) хочет к нему в постель (в Огайо она считается несовершеннолетней, но если съездить в соседний штат, там можно).

У Клуни-режиссера были замечательные фильмы: и «Признания опасного человека» по хитроумному сценарию Чарли Кауфмана, и «Доброй ночи и удачи», где патетика и эстетика составляли гармоничное целое. «Мартовские иды» слабее. Сделаны без блеска. Но блеск им и не нужен.

Это нарочито неэффектное кино. Скорее производственная драма, чем триллер (драматург Уиллимон знает материал: он работал на избирательной кампании демократа Говарда Дина в 2004 г.). Интрига не в том, что герой Гослинга превращается из идеалиста в циника. Это не так, перемены в нем тоньше. Хотя к финалу у Гослинга погаснет улыбка, обострятся скулы, станет колючим взгляд, нельзя сказать, что у его персонажа было много иллюзий. Речь о другом.

Может показаться банальным, что компромат на героя Клуни сексуального характера. Но авторов фильма интересуют не скандалы и грязные избирательные технологии, а корпоративная этика. В «Мартовских идах» политика рифмуется с семейными обязательствами. Характерно, что на вопрос босса-кандидата о подружке герой Гослинга отвечает, что женился на избирательной кампании. Показательно, что во время секса в гостиничном номере он не может оторваться от телевизора, где транслируют выступление губернатора. И еще: казалось бы, что ужасного в пятиминутной встрече с начальником штаба конкурента, тем более что герой отказывается от предложения и честно рассказывает об этом эпизоде шефу? Он ведь не изменил. Но дрогнул. А это почти равносильно сексуальной интрижке женатого губернатора. Поэтому к кульминационной трагедии ведут действия обоих героев – и Клуни, и Гослинга, но ее непосредственная причина нарочно не проясняется.

Если кто тут идеалист, так это режиссер Клуни, выводящий простую мораль: не можешь не изменять (в любом смысле) – вон из политики.