«Евро-5» заранее

ТНК-ВР планирует уже в этом году начать производство топлива стандарта «Евро-5» на Саратовском НПЗ, хотя использовать топливо ниже этого стандарта в России можно еще четыре года

По мнению аналитика ФГ БКС Андрея Полищука, вложения могут окупиться за 5–7 лет. В долгосрочной перспективе выпуск светлых нефтепродуктов у ТНК-ВР должен увеличиться с 50–60 до 80–85%, благодаря чему средняя цена реализации продукции с НПЗ вырастет на 20–25%, пояснил он.

ОАО «Саратовский НПЗ»

Основной акционер – ОАО «ТНК-ВР холдинг» (90,16% голосующих акций). финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2011 г.): выручка – 6,5 млрд руб., Чистая прибыль 1,4 млрд руб.

ТНК-BP

нефтегазовая компания. совладельцы – консорциум «Альфа-групп», Access Industries и «Ренова» (ААР; 50%), BP (50%). финансовые показатели (US GAAP, 9 месяцев 2011 г.): выручка – $44,5 млрд., Чистая прибыль – $6,8 млрд.

В модернизацию Саратовского НПЗ в этом году ТНК-BP инвестирует 5 млрд руб., говорится в сообщении компании.

До конца года на заводе завершится реконструкция установки гидроочистки топлива и строительство установки изомеризации пентан-гексановой фракции мощностью 300 000 т в год, что позволит предприятию перейти на выпуск топлива стандарта «Евро-5» и увеличить объемы переработки с 6 млн до 7–7,5 млн т в год, рассказал менеджер НПЗ. В первой половине 2011 г. ТНК-ВР, по данным компании, потратила на реконструкцию и модернизацию завода 2,3 млрд руб. (инвестиции выросли более чем в 13 раз по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.).

Модернизация саратовского завода осуществляется в соответствии с программой ТНК-ВР по повышению качества топлива на всех НПЗ.

В сентябре 2011 г. Саратовский НПЗ перешел на производство бензина Аи-92 стандарта «Евро-4», сообщил менеджер завода.

Модернизацию НПЗ сейчас проводят все нефтяные компании (НК): в июле 2011 г. они договорились об этом с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом, напомнил Полищук. К 2015 г. компании должны завершить строительство и реконструкцию 114 нефтеперерабатывающих установок. Топливо класса «Евро-2» должно выйти из оборота с 1 января 2013 г., «Евро-3» – с 1 января 2015 г. и «Евро-4» – с 1 января 2016 г.

В начале февраля «Лукойл» объявил, что инвестирует 10 млрд руб. в модернизацию нефтехимических производств на «Саратоворгсинтезе».

Переход к стандартам выше «Евро-3» потребует от НК инвестиций в модернизацию НПЗ не менее 600 млрд руб., причем сделать такие вложения в столь короткие сроки вряд ли возможно, предупреждает менеджер одной из российских НК.

По мнению Полищука, большинство НК смогут компенсировать рост пошлин на темные нефтепродукты (мазут) за счет снижения экспортных платежей на нефть в расчете на единицу продукции (базовая ставка в формуле экспортной пошлины на нефть в этом году снижена с 65 до 60%).