Спектакль "БерлусПутин": Одна голова на два премьера

Не отыграв еще и пяти премьерных «БерлусПутиных», Театр.doc вынужден был объявить о закрытии записи на спектакль. Пока в связи с огромным количеством желающих
М.Гутерман

В Италии, где была написана пьеса (или, скажем так, ее первый вариант «Путинские мозги»), спектакль тоже игрался в маленьком театре и был снят небольшой частной телекомпанией. Когда телевизионщики пустили запись в эфир, власти инсценировали поломку (на большее они были не способны – как-никак канал частный), и зрители ничего не услышали. На следующий день рейтинг телеканала утроился. Остается добавить, что автором «Путинских мозгов» является нобелиат Дарио Фо, который и играл в спектакле вместе со своей супругой Франкой Рамой.

Эту предысторию рассказал Михаил Угаров, который, разумеется, не мог пройти мимо столь острого блюда. Теперь «БерлусПутин» идет и в Москве.

Сюжет бабахает оглушительно, как китайская петарда: во время визита друга Сильвио к другу Владимиру Владимировичу произошло покушение на российского премьера, но в результате путаницы пострадали оба политика: у каждого осталось лишь по одному полушарию. Хирурги воссоединили их в голове Владимира Владимировича, и тут сработал математический закон – минус на минус дает плюс. Получившийся премьер потерял память, но стал... хорошим. Открыть ему глаза на прошлое призвали жену Путина Людмилу Александровну. Эти фантастические обстоятельства служат поводом для «провокационной импровизации», которой должны заняться молодой режиссер-радикал и известная актриса, подписавшая опасный контракт, не вчитавшись. Актрису играет Евдокия Германова, режиссера – Сергей Епишев, причем ему же достались и другие роли, в частности БерлусПутина. То есть перед нами театр в театре, да еще импровизационный.

Видимо, на завязке присутствие Дарио Фо в русской версии заканчивается, потому что дальше следует такой рискованный конспект из реалий, слухов и тайн истории последнего десятилетия, что трудно поверить, будто итальянский классик настолько осведомлен о нашей политике. Тут и монашеские будни Людмилы Путиной, и таинственная смерть Анатолия Собчака, и замятое дело за номером ХХХ442, и патологическая страсть ВВП демонстрировать стареющие мускулы, и монаршее лицемерие, и пугливое поведение творцов, либеральных только до тех пор, пока не пришла пора сделать что-то публичное, и т. д. В общем, «провокационная импровизация», как и было сказано. Сюжет жестко не закреплен. Похоже, дальнейшая работа над этим спектаклем (режиссер – Варвара Фаер) будет напрямую зависеть от ежедневных новостей.

«БерлусПутин» остается на территории театра благодаря актерской игре Сергея Епишева и Евдокии Германовой. Епишева, обладателя активной гражданской позиции (Сергей снимался в самых первых роликах зарождающегося «белого движения»), еще можно было представить на черных обшарпанных подмостках Театра.doc. Хотя роскошная фактура актера диктовала режиссерам совсем другие образы. Но Евдокия Германова с ее даром гротесковой клоунессы кажется здесь просто райской птицей. Все смешалось в ее героине: страх стареющей клуши перед властью и страх стареющей актрисы перед карьерным закатом, гремучий коктейль из тяги к деньгам-славе и желания раскрыть заговор мировой закулисы.

В этом дуэте (то ли актеров, то ли их персонажей – разделить трудно) сквозит веселое, куражливое, раскрепощающее отчаяние людей, решивших, что называется, надышаться перед смертью. И почти детская тяга к запретному плоду политического, площадного, наплевавшего на вкусы и приличия театра: и зелен, и немыт, и вяжет рот – зато сколько витаминов.

Жаль только, что финал спектакля – шутка слишком очевидная: за съемками провокационного фильма, оказывается, стоит Хиллари Клинтон. Госдеп не спит.