Таблетки по договору

Европейским производителям лекарств контрактное производство приносит миллиарды долларов ежегодно. В России главный двигатель развития этого бизнеса – возможность для иностранцев получить льготы при поставках лекарств по госзакупкам, но пока аутсорсинг не дотягивает и до 10% рынка

Европейские компании, занимающиеся производством по аутсорсингу фармацевтической продукции, заработали в 2011 г. $10,02 млрд, а биотехнологической продукции – еще $1,21 млрд, подсчитали аналитики международной консалтинговой компании Frost & Sullivan (F&S; исследование проводилось в пяти европейских странах – Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании). К 2018 г. эти показатели вырастут, по расчетам аналитиков F&S, до $20,75 млрд и $2,67 млрд соответственно.

DSM Group в 2009 г. подсчитывала долю локального производства зарубежных компаний (т. е. препаратов, которые иностранные компании производят в России, без учета их собственных производственных мощностей) – тогда она составляла 7–9% от общего объема фармацевтического рынка (632 млрд руб. в ценах конечного потребителя), говорит ее гендиректор Сергей Шуляк. С тех пор ситуация не изменилась: одни зарубежные компании переносят производство некоторых препаратов на мощности российских предприятий-партнеров, другие строят или покупают заводы в России, а значит, отказываются от аутсорсинга, объясняет Шуляк.

В Европе аутсорсинг стал синонимом сокращения затрат и своевременного вывода продукции на рынок, отмечают аналитики F&S: из-за финансового кризиса и нелегкого доступа к венчурному капиталу фармкомпании урезают разработку и производство на своих мощностях лекарств, которые не являются основой их портфеля, предпочитая сосредоточиться на ключевых направлениях деятельности.

В России предпосылки для размещения производства лекарств на чужих мощностях совсем другие, говорит гендиректор «Фармэксперта» Николай Демидов. Иностранные компании локализуют производство тех лекарств, которые закупаются по госпрограммам, сказал Шуляк: таким образом, они могут получить статус локального производителя и рассчитывать на преференцию в 15% (если победителем конкурса становится иностранный производитель, он должен предоставить скидку в 15% от предложенной им цены. – «Ведомости»).

Отличительная особенность проведенных в 2010 г. аукционов – увеличение числа предложений на поставку лекарств зарубежных производителей, упакованных в России, отмечал аудитор Счетной палаты Владимир Катренко. Счетная палата в 2011 г. изучала контракты на поставку лекарств по федеральной программе «7 нозологий» (по ней Минздравсоцразвития закупает самые дорогие препараты), заключенные министерством осенью 2010 г. В пример аудиторы приводили применяемый для лечения множественной миеломы препарат с международным непатентованным наименованием бортезомиб (торговое наименование – велкейд, упаковщик – «Фармстандарт»), применяемый для лечения рассеянного склероза интерферон бета-1а (ТМ – генфаксон, упаковщики – «Протера» и «Биотэк»), противоопухолевый рутаксимаб (ТМ – мабтера, упаковщик – «Фармстандарт»).

В России аутсорсинг будет расти, считает Демидов: с одной стороны, западные фармкомпании будут и дальше искать безболезненную и низкорискованную возможность локализоваться, с другой – иностранные производители будут искать партнеров, которые лучше них умеют играть в тендерах. К таким компаниям Демидов относит дистрибуторов, имеющих собственное производство. Шуляк же считает, что доля производства, отдаваемого на аутсорсинг зарубежными компаниями, будет расти, только если государство увеличит преференции для российских производителей.