Вектор


Связь наоборот

Пару лет назад министр связи Игорь Щеголев настоятельно рекомендовал российским операторам делиться друг с другом вышками, каналами связи и т. д., чтобы ускорить и удешевить строительство сетей связи. То ли слова министра подействовали, то ли сами операторы усмотрели выгоду от такого партнерства, но совместных проектов с тех пор появилось сразу несколько. Как частно-государственных (вроде строительства в складчину сети мобильной связи вдоль трассы «Амур»), так и коммерческих (недавнее соглашение МТС и «Ростелекома» о взаимном использовании вышек и оптоволокна), как межоператорских, так и межотраслевых. В частности, МТС недавно договорилась с «Иркутскэнерго» об аренде ее оптоволоконной сети протяженностью около 3500 км. Прибылью от использования оптоволокна, проложенного по Сибири, МТС поделится с энергокомпанией – в марте в Иркутской области начнет продаваться тариф «Энергетик» для мобильного интернет-доступа, причем под брендами обеих компаний, говорит представитель МТС Валерия Кузьменко. А абонентам обещано почти трехкратное увеличение предельной скорости доступа ­– с 7,2 до 21 Мбит/с. Этот проект сродни проектам «виртуальных мобильных операторов» (MVNO), когда один оператор использует технологический ресурс другого. Но это MVNO наоборот: если в Европе причиной развития MVNO стали избыточные емкости сетей операторов, то в России каналы связи в дефиците, так что иногда за ними приходится обращаться даже к энергетикам.

Кредит на дизель

Кредитование российскими банками экспорта продукции из России – распространенная схема для поддержки экспорта военной и гражданской техники. Только в прошлом году ВЭБ предоставил многомиллиардные долларовые кредиты Индонезии и Анголе на финансирование контрактов с «Рособоронэкспортом». В 2009 г. ВЭБ предоставил кредит казахстанскому банку «Самрук Казына» на закупку российской техники для модернизации предприятий Казахстана. Много лет Россия кредитует и строительство атомных станций за рубежом. Теперь правительство готово поддержать и экспорт железнодорожной техники. Весной Россия подпишет с Сербией соглашение о кредите на $800 млн. Взамен страна обещает привлечь «Российские железные дороги» к реконструкции линии Белград – Панчево и строительству пути Лозница – Валево. А $100 млн пойдет на закупку «Государственными железными дорогами Сербии» российских «дизелей», заявил в пятницу министр инфраструктуры страны Милутин Мрконич (его слова передает «Интерфакс»). Правда, не понятно, имел ли Мрконич в виду закупку дизельных двигателей или дизель-поездов. Соглашение о поставках 10 дизель-поездов было подписано сербской железнодорожной компанией с «Трансмашхолдингом» в 2010 г. И большая часть этой партии уже поставлена Сербии. Переговоры о закупке дополнительных поездов или дизельных двигателей с «Государственными железными дорогами Сербии» не ведутся, уверяет представитель «Трансмашхолдинга».