Вектор


Неравный брак

То, о чем уже несколько недель говорили по обе стороны Атлантического океана, наконец свершилось: General Motors и PSA Peugeot Citroеn вчера объявили о заключении стратегического союза. Основными целями провозглашены две: общая разработка автомобилей, компонентов, модулей и создание совместного предприятия для закупки комплектующих – ожидается, что ежегодный оборот этой структуры составит около $125 млрд. По сообщению компаний, PSA Peugeot Citroеn проведет допэмиссию в размере около 1 млрд евро, которую выкупят существующие акционеры PSA, включая Peugeot Family Group, а General Motors станет владельцем 7% акций PSA, что сделает американскую компанию вторым по величине акционером PSA Peugeot Citroеn после семьи Пежо, но американцы не претендуют на участие в управлении PSA.

Судя по сообщению компаний, речи о поглощении американцами французов не идет. Но пока трудно представить этот альянс как союз равных: PSA он нужен гораздо больше, чем General Motors. Американский концерн успешно пережил кризис и вновь стал крупнейшим автопроизводителем в мире (чистая прибыль GM в 2011 г. после выплаты дивидендов составила $7,6 млрд), но его европейский бизнес остается убыточным. По данным LMC Automotive, которые приводит Automotive News, производственные мощности Opel в стагнирующей Европе будут загружены на 74%, у PSA – второго по величине производителя в Европе – ситуация и того хуже – 62%, а продажи в Европе за прошлый год рухнули на 8,8%. «[Этот союз] показывает, насколько ситуация может быть плоха для них», – цитирует ANE аналитика Credit Suisse Эриха Хаузе. Очевидно, французы смогли убедить американцев, что долгосрочный кризис в Европе лучше переживать вместе, чем по отдельности: логистическая «дочка» PSA, компания Gefco, будет оказывать GM соответствующие услуги в Западной Европе и России. Участники альянса ожидают, что в течение пяти лет синергетический эффект достигнет $2 млрд в год. Первый автомобиль на совместной платформе должен появиться в 2016 г. Машины двух концернов по-прежнему будут продаваться независимо и на конкурентной основе, подчеркивают GM и PSA.

Проще раскрыться

Федеральная антимонопольная служба желает, чтобы дистрибуторы публиковали на своих сайтах торговые политики по работе с контрагентами – «прозрачные и открытые», сообщил на совещании с участниками автомобильного рынка руководитель ФАС Игорь Артемьев. В этих практиках должен быть прописан недискриминационный доступ к продукции и технологиям, подчеркнул он. Служба всерьез взялась за торговлю иномарками: в начале недели она заявила, что видит в сложившейся практике работы дистрибуторов несколько серьезнейших нарушений антимонопольного законодательства и готова возбудить дела в отношении ряда компаний. Например, служба недовольна, что дистрибуторы обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания. Дистрибуторы, продолжает ФАС, не устанавливают ясных требований по отбору дилеров, искусственно ограничивают срок действия дилерских соглашений и необоснованно их расторгают, авторизованным дилерским центрам дистрибуторы запрещают ремонтировать автомобили конкурирующих марок. И это лишь часть претензий. Дистрибуторы, конечно, не горят желанием выкладывать сведения о порядке своей работы на всеобщее обозрение, но признают, что если раскрытие торговой политики избавит их от претензий ФАС, то это дорогого стоит. А именно – оборотного штрафа до 0,02 оборота и судебных издержек на попытки его аннулировать. Так что лучше уж раскрыться.

«Дочка» в помощь

Сотовый оператор МТС рассчитывает ускорить создание сетей мобильной связи четвертого поколения (4G, стандарт LTE) в Москве, а заодно сэкономить. Сделать это она может благодаря дочерней МГТС. За три года МГТС планирует проложить в Москве оптоволоконную сеть протяженностью 15 000 км и до 2014 г. переведет всех абонентов с меди на оптоволокно, что повысит качество интернет-доступа. Это обойдется компании в 50 млрд руб., говорит директор МТС по операционным вопросам Александр Поповский. Но заодно эта сеть гарантирует и стабильную работу сетей LTE. Дело в том, что для организации качественного покрытия LTE-операторам требуется в несколько раз больше базовых станций, чем для 3G, и к каждой станции должен быть подведен оптоволоконный кабель – иначе скорость передачи данных в 4G-сети (в теории – до 1 Гбит/с) не будет отличаться от скорости в 3G (в Москве де-факто около 22 Мбит/с). А сеть МГТС позволит подключать оборудование LTE почти в любом месте, где необходимо, говорит Поповский, причем максимальное качество покрытия можно обеспечить с меньшим количеством базовых станций. В итоге строительство 4G обойдется в разы дешевле. У других операторов, претендующих на частоты для LTE, такой подходящей «дочки» в Москве нет, зато, например, у «Ростелекома» есть собственные медные сети в регионах. Так что опыт МТС наверняка найдет последователя.