Гастроли группы Mitfits: Бессмысленные отщепенцы

В Москву приезжает панк-группа Misfits, одна из самых бессмысленных в истории всего рок-н-ролла. Поклонники ценят ее именно за это
Wikipedia.org

Свое название группа позаимствовала из одного из последних фильмов Мэрилин Монро – в русском переводе он назывался «Неприкаянные». Но для характеристики самой группы больше подходят словарные варианты перевода слова misfits – изгои, маргиналы, отщепенцы.

В конце 1970-х таковыми считались почти все, кто играл панк-рок, – буйные, грязные, страшные на вид, они противопоставили рафинированной рок-музыке предыдущего поколения примитивные трехаккордные песни, исполняемые вкривь и вкось на бешеной скорости. Но Misfits даже на фоне коллег по цеху смотрелись дико, причем как в прямом, так и в переносном смысле. В прямом – потому что мазали лица белилами не хуже, чем группа Kiss, наклеивали на всю свою аппаратуру логотип в виде черепа, а еще между делом изобрели жутковатую прическу devilock: это когда посредине лба через все лицо до самого подбородка свисает одна-единственная прядь волос. А в переносном – потому что музыка группы была прямо-таки декларативно лишена какого-либо смысла.

Что басист Джерри Онли впервые взял в руки инструмент за месяц до того, как ему предстояло выйти в составе Misfits на дебютный концерт, – это как раз для панк-рока в порядке вещей; здесь исполнительский профессионализм никогда не был в чести. Но при всей своей программной расхристанности новая молодежная музыка все-таки, как правило, несла в себе определенный идеологический посыл – социальный, политический или хотя бы чисто культурный: панки стремились очистить рок от больших денег, стадионных туров, радиоротаций и прочей коммерческой скверны. Песни Misfits ничего подобного никогда в виду не имели: это были просто записи обыкновенных тинейджеров, повернутых на рок-н-ролле и дешевых ужастиках.

В чем же тогда их сила? Как ни парадоксально, как раз в этой самой дерзкой бессмысленности. Панк-рок стремился деидеологизировать популярную музыку – но в действительности просто подменял одну идеологию другой и в итоге закономерно оказался съеден шоу-бизнесом: вчерашние мятежники уже к началу 1980-х превратились в героев мейнстрима. А вот Misfits честно и прямолинейно претворяли в жизнь заветы жанра – и опять-таки закономерно оказались никому не нужны: группа бесславно развалилась, выпустив при жизни всего два студийных альбома. Это потом, спустя годы, песни ансамбля взялись перепевать Metallica и Guns’n’Roses, а музыкальные критики, спохватившись, объявили Misfits родоначальниками стиля хоррор-панк. Но в свои золотые годы «изгои» отыгрывали свой заголовок на все сто: Джерри Онли вспоминает, как он и его коллеги получили предложение от вокалиста The Damned сопровождать их в английском турне и заказали себе на последние деньги трансатлантический перелет, только чтобы узнать по приезде, что тот пошутил (описанные события, разумеется, были впоследствии положены в основу нескольких композиций – Misfits часто работали по принципу «что вижу, то пою»).

Обаяние группы во многом из этого и складывается – к традиционным панк-роковым добродетелям, как-то зажигательное исполнение, здоровый лаконизм, яркое шоу, в их случае добавляется редкое по нынешним временам ощущение внятности, одномерности. В этих песнях совсем нет двойного дна и глубоких метафор, зато полным-полно отборного трэша – их населяют вампиры, марсиане, пожиратели мозга, астрозомби и прочие монстры. И Джерри Онли, единственный, кто остался в Misfits из оригинального состава, по-прежнему исправно работает на концертах за всех вышеперечисленных.