Настоящее и будущее телевизоров в общественном транспорте

Томский студент Вадим Мохов придумал идею бизнеса во время долгих и скучных перемещений по городу на троллейбусах. В 2008 г. он создал медийную компанию «Транспортное телевидение», а в 2010 г. – компанию «Росинновация» по разработке и производству медиакомплексов, транслирующих ролики в транспорте
М.Стулов/ Ведомости

«Для меня бизнес – это постоянное общение с людьми и поиск общих интересов с потенциальными партнерами», – рассказывает 29-летний Мохов. Его умение договариваться пригодилось в 2008 г., когда он встретился с директором муниципального транспортного предприятия Томска и предложил создать транспортное телевидение. Идея выглядела привлекательно: пассажиры по дороге получат полезную информацию и рекламодателю выгода. Мониторы и контент для заполнения экранного времени обязалась поставлять компания «Транспортное телевидение», которую создал Мохов.

Вскоре по Томску уже курсировали троллейбусы с экранами, которые транслировали прогноз погоды, новости и рекламу. На фоне ужесточения политики муниципалитета в отношении наружной рекламы новый медианоситель сразу привлек рекламодателей, и в первый же месяц компания вышла на точку безубыточности.

Но возникла проблема. Для замены информации на плейерах необходимо было выезжать на место и менять флеш-карту с записанной на ней информацией отдельно в каждом устройстве, поэтому обновление делалось лишь раз в три дня. Пассажиры быстро потеряли интерес к происходящему на экране. Рекламодатели стали реже размещать рекламу.

Молодой предприниматель задумался о том, как усовершенствовать процесс передачи информации на мониторы в транспорте. Он понимал, что чем быстрее найдет нужное решение, тем больше у его компании шансов выжить.

Кассир и интернет

Вообще, предпринимателем Мохов стал случайно. В 2002 г. он решил объединить свой компьютер с компьютером приятеля из соседнего подъезда, чтобы играть в игры и обмениваться файлами. Но когда друзья протягивали кабель между подъездами, соседи заинтересовались, зачем они это делают. И несколько молодых людей попросили присоединить их компьютеры к домовой компьютерной сети.

«К нам подключалось все больше и больше людей. Сначала мы всех принимали бесплатно, потом оформили некоммерческое партнерство и стали брать небольшую плату за подключение и пользование сетью», – рассказывает Мохов.

К созданию компании его подтолкнул звонок местных органов связьнадзора. Сотрудники ведомства потребовали, чтобы молодые люди получили лицензию. Так в 2005 г. появилась компания «Солнет», которая предоставляла услуги доступа в интернет жителям микрорайона «Солнечное» города Томска и объединяла 500 компьютеров, владельцы которых платили абонентскую плату в размере 250 руб. в месяц. По словам Мохова, доходность компании составляла 150 000 руб. в месяц.

В 2007 г. Мохов продал свою компанию крупному интернет-провайдеру «Томтел» (сумму сделки не раскрывает) и вложил полученные средства в сеть уличных платежных терминалов, которую назвал «Кассир». «Этот бизнес казался более привлекательным – рынок платежных терминалов в то время быстро рос», – рассказывает он. К 2008 г. сеть терминалов «Кассир» охватывала уже весь Томск и Красноярск. А молодой предприниматель вновь заскучал.

Экземпляр замерз

В 2008 г. Мохов начал новое направление – «Транспортное телевидение». В первый год вложил в бизнес 1 млн руб. Деньги частично реинвестировал из текущего бизнеса, частично взял в кредит. Закупил в Челябинске медиаплейеры производства «Первого маршрутного телевидения» и оборудовал ими 40 тролллейбусов, нанял видеоинженера, инженера для смены флеш-карты и менеджеров по продаже рекламного времени. Всего в компании работало на тот момент шесть человек плюс несколько внештатных сотрудников.

Но через некоторое время начались проблемы. В 2009 г. предприниматель обратился в компанию, где приобрел оборудование, и попросил его модернизировать. «Мы ждали год и продолжали нести убытки», – сетует Мохов.

В 2010 г. Мохов создал компанию «Росинновация», которая должна была разрабатывать и производить новое поколение рекламно-информационных устройств для транспорта – с расширенными функциональными возможностями и централизованным управлением. Первоначальные вложения составили $50 000, которые Мохов реинвестировал из «Кассира».

«Большинство компаний в нашем секторе до сих пор работает на старой технологии. Флеш-карты с информацией меняются раз в неделю. Но сейчас мы думаем переходить на новые технологии с постоянным обновлением эфира, потому что это выгоднее и для нас, и для рекламодателей», – говорит Елена Анохина, гендиректор московской компании «Маршрут-ТВ». По ее словам, компания тестирует технологии многих производителей оборудования.

«Мы реализовали технологию поточного телевидения «ПТV-оnline» еще в 2010 г. и получили за это награду от правительства Петербурга. Поэтому «Росинновация» отнюдь не первопроходец на этом рынке», – возмущается Михаил Бурцев, гендиректор петербургской компании «ПTV».

Тем не менее Мохов настаивает на уникальности изобретения. Он говорит, что на исследовательские работы ушло два года. В разработках участвовали ведущие технические вузы Томска: Национально-исследовательский политехнический университет, который он сам окончил, и Томский государственный университет управления радиоэлектроникой.

В ноябре 2010 г. пробный образец нового медиакомплекса был установлен в троллейбусе. Но в первую же ночь он замерз, не выдержав 30-градусного мороза. «Мы не учли, что наши троллейбусы практически не отапливаются и техника должна быть морозостойкой», – признается Мохов.

Партнеры повсюду

В начале 2011 г. молодая компания получила поддержку от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1 млн руб. на 2011 г. и 2 млн руб. на 2012 г.) и в августе выпустила новую, усовершенствованную модель медиакомплекса.

От предыдущей модели она отличается тем, что в ее состав включен «Глонасс»/GPS-модуль, который определяет, где находится в данный момент транспортное средство, рассказывает Мохов. Сам медиакомплекс при этом подключается к единому центру управления и мониторинга по каналам 3G. Оттуда на него дистанционно поступает нужная информация. «Представьте, вы подъезжаете к кинотеатру, – объясняет Мохов, – и на экране высвечивается информация о том, какие фильмы там сейчас идут, в какое время начинаются и сколько стоят билеты. Можно сразу выйти и пойти в кино».

«Сейчас у рынка нет потребности в поточном транспортном телевидении. За неделю пассажир видит весь контент не более двух раз. И поэтому рекламодатель не нуждается в частом обновлении эфира», – считает Бурцев из «ПTV».

«Новые технологии нужны рынку транспортного телевидения хотя бы потому, что они позволяют мониторить и измерять рекламу», – считает Элдар Разроев, гендиректор телекоммуникационной компании «Наша сеть». В этой нише уже есть устоявшийся рекламный рынок, но на старых технологиях развивать его непросто, добавляет он.

Александр Эпин, президент «Агентства 062-реклама», которое размещает рекламу на транспорте, тоже считает, что технологии, разработанные компанией «Росинновация», рынку нужны. «Раньше было технически сложно решить проблему оперативности обновления рекламы в транспорте. А рекламодатели в этом заинтересованы. Теперь же такое оборудование появилось, хотя неизвестно, как оно будет работать», – говорит он.

Но Мохов уверен в будущем. Он хочет создать федеральную сеть «Цифровое транспортное телевидение» и постоянно расширяет круг партнеров. «Вместе с региональными партнерами мы будем оснащать общественный транспорт во всех городах с населением более 100 000 человек», – рассказывает он. В ближайшие три года Мохов планирует захватить по крайней мере 5% рынка, оснастив медиакомплексами 10 000 автобусов в разных городах. И уверен, что в первый же год при оснащении хотя бы 200 автобусов выручка компании составит 13,4 млн руб., а при выходе на полную проектную мощность дорастет до 34 млн руб. Рентабельность компании при этом должна составить 60%, а дисконтированный срок окупаемости проекта – 19 месяцев. «Мы хотим, чтобы даже мелкие перевозчики с 5–10 автобусами стали нашими партнерами», – заключает он.