Карточные санкции

Банк «ВТБ 24» отказался от обслуживания зарплатных карточек посольства Ирана в Москве, что вызвало резкую критику посольства. Банк сослался на невыгодность проекта

Посол Ирана в Москве Реза Саджади в пятницу объявил, что сотрудники посольства узнали от служащих банка «ВТБ 24», где обслуживается представительство, что иранские дипломаты должны по распоряжению менеджмента банка снять деньги со своих счетов до 18.00 или их счета будут закрыты, а деньги конфискованы. Посол лично убедился в том, что его собственная карта заблокирована. Такое поведение банка Саджади назвал «грубым, непрофессиональным и характерным только для стран третьего мира», отметив, что британские и французские банки так не поступают.

В распространенном позже заявлении иранского посольства действия «ВТБ 24» названы акцией, направленной на реализацию односторонних санкций США против финансовой системы Ирана, выражается мнение, что это не повлияет на российско-иранские отношения, но говорится о том, что ситуация выходит за рамки международного права.

«Иранское посольство у нас обслуживалось по зарплатному проекту», – пояснил президент «ВТБ 24» Михаил Задорнов. По его словам, обслуживается «всего 30 клиентов», причем «половина из них – с неактивными счетами». В результате из-за экономической неэффективности проекта «ВТБ 24» решил прекратить работу с этим клиентом. Но никакие счета не блокировались: карточки работают, счета не закрыты. По словам Задорнова, у «ВТБ 24» достаточно много посольств среди зарплатных клиентов и некоторые из них экономически довольно интересны.

Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил в пятницу на брифинге, что проблемы иранского посольства могут быть следствием экстерриториальных санкций ЕС и США. «Есть подозрение, что это одно из проявлений этих экстерриториальных мер, закрытие возможностей действий через финансовую систему банковских расчетов SWIFT», – сказал он.

Любой банк может отказаться от клиента, если работать с ним экономически нецелесообразно, но обслуживание посольства, даже если это небольшой проект, имеет стратегические значение, поэтому кроме финансовых причин на позицию банка могли повлиять и другие обстоятельства, в том числе позиция США по Ирану, полагает заместитель гендиректора компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова.

В последнее время не было никаких заявлений, которые бы свидетельствовали об изменении линии России в отношении Ирана, вполне возможно, что ситуация исключительно финансовая, но, когда дело касается Ирана, она сразу получает политическую подоплеку, сожалеет ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.