Рейд Хоффман: «Нужно думать о себе как о предпринимателе, чей бизнес – собственная жизнь»

Хоффман рассказывает о будущем социальных сетей, задачах Linkedin и о том, как добиться успеха в мире, где сломаны карьерные лестницы
Scott Eells Bloomberg

2000

стал исполнительным вице-президентом PayPal

2002

стал сооснователем Linkedin, где работает сейчас председателем совета директоров

2009

стал управляющим партнером Greylock Partners

Linkedin Corporation

Социальная сеть. финансовые показатели (GAAP, 2011 г.): Выручка – $522,19 МЛН, EBITDA – $59,82 млн. все акции в свободном обращении, крупнейшие акционеры – Price (T.Rowe) Growth Stock Fund Inc. (9,77%), Silver Bridge Capital Management LLC (7,34%), FMR LLC (7,20%). Капитализация – $8,62 млрд.

Три плана Хоффмана

В недавно изданной книге «Ваш стартап» Хоффман советует иметь три плана – A, B и Z. A – действующий план успеха. Например, Flickr развивался как онлайн-игра. Плану А не обязательно провалиться, но, если выгоднее план В, в действие вступает он. Так, Flickr оказался куда интереснее как файлообменник. Наконец, Z – это спасательная шлюпка. В начале карьеры бизнесмена родители уверили Хоффмана, что если он разорится, то, пока будет искать новую работу, может пожить у них. Это дало ему силы рискнуть. Ведомости

Может показаться, что сооснователь Linkedin Corp. Рейд Хоффман участвовал во всех крупных стартапах последнего десятилетия либо как бизнесмен, либо как инвестор, либо как советник. 44-летний Хоффман изначально добился успеха как один из членов так называемой мафии PayPal. Речь идет о выпускниках Стэнфордского университета, которые развивали систему электронных платежей, а в 2002 г. продали ее eBay за $1,5 млрд. После продажи Хоффман стал одним из самых активных инвесторов-ангелов Кремниевой долины, раздавая советы и деньги многим стартапам, судьба которых в то время была неясна: Facebook, фотообменнику Flickr (приобретен Yahoo! в 2005 г.) или разработчику онлайн-игр Zynga. В 2002 г. он стал сооснователем Linkedin, где сейчас работает председателем совета директоров.

Сейчас, через десять лет, у Linkedin более 150 млн пользователей, проект стал ключевым игроком на рынке деловых социальных сетей. Через девять месяцев после IPO, в конце февраля этого года, капитализация компании удерживалась на уровне $9 млрд (при IPO она была оценена в $4 млрд, но в первый же день торгов на бирже выросла вдвое). Неудивительно. В феврале компания отчиталась о том, что в IV квартале 2011 г. удвоила прибыль по сравнению с аналогичным кварталом 2010 г. до $167,74, а чистая прибыль выросла на 30% до $6,92 млн против $5,3 млн. По итогам 2011 г. выручка Linkedin выросла на 115% до $522 млн.

По мере того как конкуренция в сфере социальных сетей, рассчитанных на нужды деловых людей, растет, Хоффман и генеральный директор Linkedin Джеффри Вейнер делают ставку на рост клиентской базы, полезности ресурса и его прибыльности. Ряд аналитиков считают, что ахиллесова пята компании – слабая вовлеченность, которую они измеряют временем, проводимым пользователями в этой соцсети. В январе в среднем по миру пользователи провели на сайте по 17 минут. Для сравнения: на Facebook средний юзер провел в январе 405 минут.

Как правило, со вторника до пятницы Хоффман приезжает на работу в один из офисов Linkedin. По понедельникам его можно найти в Greylock Partners, венчурном фонде, где он как партнер ищет подающие надежды стартапы. Ночь и выходные – законное время для разбора почты, встреч с предпринимателями и выполнения обязанностей члена советов директоров девяти компаний, среди которых – Zynga, Mozilla и разработчик программного обеспечения для блогов Six Apart, бывший владелец Livejournal.

– Каковы обязанности председателя совета директоров Linkedin?

– Его роль специально не определена четко. Он может играть много ролей. Много времени я трачу на совершенствование продукта и стратегию его развития, на вопросы развития технологий в следующие 3–5 лет. Естественно, мы делаем это вместе с гендиректором компании Джеффри Вейнером. Мой офис как раз рядом с его.

– Почему, несмотря на глобальную рецессию, Linkedin продолжает расти? Как долго компании удастся поддерживать рост?

– Растет ли экономика или падает, бизнес все равно не останавливается. Вот почему Linkedin и при падении, и при росте экономики показывает хорошие результаты. Я крайне доволен Джеффри в роли гендиректора, команда топ-менеджеров работает изо всех сил. Так что пока не вижу никаких тревожных сигналов.

– Гендиректор Facebook Марк Цукерберг заявил, что его цель – 1 млрд пользователей. Стремится ли к этому Linkedin?

– В конечном счете наша цель – быть деловой социальной сетью мира. Речь не только о белых воротничках, но и о помощниках директоров, владельцах мелкого бизнеса... Обо всех, кто стремится делать свое дело лучше. Может быть, это примерно четверть населения Земли, но ведь всего на земном шаре 7 млрд людей.

– Конечно, Linkedin растет быстро, но пользователи проводят на нем не так много времени, если сравнивать этот показатель с другими соцсетями. Повод ли это для опасений?

– Наша цель не в том, чтобы заставить вас сидеть на сайте больше времени. Наша цель в том, чтобы вы эффективнее делали многие вещи. Мы пытаемся увеличить пользу от сайта, подразумевая, что он даст вам возможность достигать определенных целей. Расширить список таких целей, которых вы сможете добиваться каждый день или каждую неделю – например, получать информацию, находить нужных людей и надежные источники, – вот то, над чем мы работаем. Единицей измерения тут выступает не время, а эффективность.

– Как большинство людей видят свою карьеру?

– Большинство людей считают, что они приспособлены для работы в иерархии, например в условиях карьерной лестницы или лифта. Проблема в том, что лестница и лифт сломаны. Нужно инвестировать в свои умения и свою сеть связей. Убедиться, что у вас есть контакты с людьми за пределами компании. И понять новые правила игры. Вы всегда являетесь бета-версией самого себя. Вы всегда инвестируете в следующую версию себя.

– Какова следующая ступень развития соцсетей?

– До сих пор есть много ниш для социальных сетей. Прошлой осенью я вложился в Edmodo, социальную сеть для студентов и преподавателей научной программы по обучению «K-12». Социальные сети еще глубже укоренятся в жизни людей. Еще есть куда развиваться, если судить по тому, что понятие «социальный» значит относительно приложений, которые люди используют, управляя своей жизнью.

– Где сейчас кроются наилучшие возможности для инвестирования, а каких сфер вы избегаете?

– Давать инструкции вроде «думаю, это мобильные приложения» или что-то еще сильно ограничивает. На что действительно стоит обратить внимание, так это на непохожих на других предпринимателей. Сам я инвестирую сейчас в тех же трех сферах, что и в последние девять лет, – социальные сети, платформы и торговые ресурсы.

– В адрес высокотехнологичных компаний можно услышать такую критику: мол, они занимаются всякими социальными штучками вместо важных инноваций, например улучшения компьютерных микросхем. Не слишком ли поверхностен подход компаний Кремниевой долины?

– Создание ресурса для торговли весьма полезно и ценно, не менее важно и создание социальной сети, которая позволяет общаться с людьми, необходимыми по работе. Можно ли куда больше инвестировать в развитие «железа»? Да. Но это не значит, что все эти разговоры в сети менее ценны.