Татарстан выбрал царя

Владимир Путин набрал в Татарстане 82,7% голосов, его ближайший конкурент Геннадий Зюганов не дотянул до 10%, а Михаил Прохоров до 3%. Незадолго до выборов президент РТ Рустам Минниханов заявил, что России нужен не менеджер, а царь

Явка на выборы в Татарстане была «огромной» – 83,02%, сообщил вчера на брифинге председатель ЦИК Татарстана Анатолий Фомин. Самая низкая – в Казани (67,8%), самая высокая – в Нурлатском районе Татарастана (99,24%). По данным ЦИК, в крупных городах за премьера проголосовало меньше избирателей, чем по республике: в Казани – 73,63%, в Набережных Челнах – 77,06%, в Нижнекамске – 66,4%. Больше всего голосов Путин получил в сельских районах – Нурлатском (99,19%), Апастовском (98,3%), Алькеевском (97,9%), Атнинском (97,9%), Буинском (97,2%) и Дрожжановском (94,9%).

Зюганов набрал 9,66% (в Казани – 12%), Прохоров – 2,93% (в Казани – около 6%), Владимир Жириновский – 2,23% голосов (3,5% в Казани), Сергей Миронов – 1,76% (около 3%).

У Путина в Татарстане не может быть 82%, убежден первый секретарь республиканского комитета КПРФ Хафиз Миргалимов, скорее 55–60%. 20–30% голосов почти во всех районах Казани были сфальсифицированы, заявили вчера члены казанской ассоциации «Голос» на пресс-конферецнии. Бывший депутат Госсовета РТ, член территориального избиркома Приволжского района Казани от общественной организации «Равноправие и законность» Александр Штанин говорит, что по результатам проведенных ими экзитполов на 12 участках Путин набрал 47,9% голосов, Зюганов – 20%, Прохоров – 16,5%. «В официальных данных ТИК значится, что на этих участках Путин набрал 74%», – возмущается он. Председатель регионального отделения партии «Яблоко» Руслан Зиннатуллин утверждает, что на 176-м участке в Казани «подделано не менее 20% голосов». Экс-председатель исполкома «Правого дела» в РТ Марсель Шамсутдинов считает, что на своем участке № 150 Московского района получил объективные для Казани данные: примерно 52% за Путина, 20% за Зюганова, 16% за Прохорова, 6,7% за Жириновского и 4,5% за Миронова. В Татарстане же, по мнению Шамсутдинова, за Путина проголосовало примерно 60%, 30% – за Зюганова. «Документы на стол. Будем разбираться», – ответил на обвинения Фомин.

«Голос» также пожаловался, что на 20% участков Казани у наблюдателей были трудности в получении информации, на 10% участков наблюдателей ограничивали в перемещении, на многих участках членов комиссий от оппозиционных партий и наблюдателей не допустили к подсчету голосов. Фомин признал, что «факты с наблюдателями имеют место». Он признался, что на один из участков в Казани не допустили международного наблюдателя, «кажется, из Голландии». Фомин пообещал разобраться «в каждом конкретном случае».

В Нижегородской области Путин набрал 63,9% голосов – почти на 10% больше по сравнению со своими первыми президентскими выборами в 2000 г. (53,73%). В Самарской области поддержка у него скромнее, чем у соседей: 58,56%, по данным облизбиркома.

Представители самарской и нижегородской оппозиции заявляют о подтасовках. По словам первого секретаря Нижегородского обкома КПРФ Николая Рябова, на большинстве предприятий в области, в частности на ФГУП «ФНПЦ «НИИ измерительных систем им. Ю. Е. Седакова», ООО «Наш дом» (управляющая компания многоквартирными домами в Автозаводском районе Нижнего Новгорода), руководство лично контролировало ход голосования: «Начальники стояли возле переносных урн и следили, чтобы все сотрудники голосовали за Путина, и это под угрозой увольнения».

По наблюдениям пресс-секретаря обкома КПРФ Сергей Арсеньева, «в разы увеличилось число заказов о голосовании на дому: на предыдущих выборах было до 30 вызовов, а 4 марта 150–200, но доходило и до 500». Об этом пишет в блоге и депутат губернской думы Михаил Матвеев, который добавляет, что члены УИК «за два часа умудрялись обойти почти 200 человек», при этом наблюдателям сопровождать их не разрешали. Член УИК Железнодорожного района, представитель приемной Прохорова Елена Лебединская говорит, что в Кировском районе Самары проголосовать на дому должны были 306 из 2000 зарегистрированных на участке избирателей.

«Зафиксировано большое количество немотивированных удалений наблюдателей с участков и недопуск представителей СМИ», – рассказывает председатель самарского отделения «Голоса» Людмила Кузьмина.

Избиркомы Самарской и Нижегородской областей нарушений не увидели. Не заметила их и полиция, следует из сообщений на сайтах ГУВД обеих областей. Гаранты честных выборов – веб-камеры – на участках работали по-разному. Мэр Нижнего Новгорода Олег Сорокин уверен, что каждый желающий мог следить за работой УИК в онлайн-режиме. А депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев в блоге разместил видеозапись, где веб-камера с участка в Октябрьском районе Самары показывала не комиссию, а программу «Первого канала».