Вектор


Битва за роуминг

Тарифы на роуминг выводят из равновесия даже последних зануд-связистов. Этот бизнес выгоднее торговли кокаином, сравнивает аналитик Informa Пол Мерри в отчете «Роуминговая холодная война погорячела, как никогда»: наркоторговцы в Европе зарабатывают 32 000% прибыли, операторы на передаче данных для гостей из других стран – 59 000%. Власти всех стран мира явно или неявно регулируют тарифы мобильной связи – если не в лоб, то с помощью лицензий: при очередном переходе на новое поколение мобильной связи конкурсы на частоты обычно выигрывают те, кто обещает не жадничать. Отрываются операторы на гостях: государствам долгое время не было дела до расценок, по которым туристы звонят домой или загружают в интернет снимки местных достопримечательностей. Впрочем, в 2007 г. Еврокомиссия обязала операторов снизить роуминговые тарифы для путешественников внутри ЕС. На прошедшем недавно Всемирном мобильном конгрессе гендиректор Vodafone Витторио Колао предупредил, что регулирование тарифов на роуминг делает невыгодным инвестиции в обновление оборудования. Мерри высмеивает это заявление: роуминг в мире дает менее 4% выручки операторов, и обновлять сети в расчете только на сверхдоходы от туристов нелогично. Эта арифметика делает менее внушительным снижение мегабайта в роуминге российскими операторами: подумаешь, будет оператор на ней зарабатывать не десятки тысяч процентов прибыли, а просто тысячи.

Дорогие гарантии

Механизм предоставления госгарантий по банковским кредитам оказался недостаточно эффективным, констатируют аудиторы Счетной палаты. Дело не в доверии банков к бюджетным гарантиям, а в ситуации на рынке. Или в жадности банкиров. Действующие механизмы государственной гарантийной поддержки не обеспечили заинтересованности у юрлиц в использовании заемных средств под госгарантии в связи с неспособностью минимизировать стоимость их обслуживания, в первую очередь из-за неоправданно высоких процентных ставок, устанавливаемых кредитными организациями, говорится в сообщении Счетной палаты. Даже сниженная из-за гарантий ставка не делает проекты экономически целесообразными, отмечают аудиторы. Они, конечно, не могут обойтись без замечаний. Но невостребованными госгарантии все же не остались: в 2009 г. на долю госгарантий приходилось около 8,6% всех долговых обязательств РФ, а в 2011 г. – 17,5%.

Спиртное забродило

Со старта антиалкогольной кампании, запущенной Дмитрием Медведевым летом 2009 г., регуляторы последовательно ужесточали правила работы алкогольного рынка в России. В этом году неожиданно наступила оттепель – и все благодаря законодательным инициативам депутата Госдумы Виктора Звагельского. Неделю назад он предложил поправку в закон о регулировании алкогольного рынка, разрешающую не относить полусладкие вина к винным напиткам. Производители опасались, что предыдущая редакция закона (одним из разработчиков которой был, кстати, Звагельский) нанесет им большой ущерб – потребители не захотят покупать «напитки» вместо привычных вин.

Вчера Звагельский решил упростить жизнь производителям медовухи, сидра, сбитня и пуаре (грушевый сидр), освободив их от процедуры лицензирования, – соответствующий законопроект он внес в Госдуму. Вывести из-под лицензирования производителей сидра и медовухи, по мнению Звагельского, следует потому, что это традиционные напитки, производством которых занимается малый бизнес. Инициатива депутата может обострить ситуацию на алкогольном рынке, предупреждают эксперты. Мол, сначала зарегулировали всех, а теперь раздают льготы отдельным участникам рынка. Теперь у производителей других алкогольных напитков появится повод потребовать и для себя послаблений – ведь односолодовое виски и, например, бургундские вина также являются кое-где традиционными напитками и производятся малыми предприятиями, иронизируют они. Когда все игроки работают по одним правилам независимо от вида продукции и объемов ее производства, рынку спокойнее.

ФСФР вступилась за миноритариев

Миноритарии «Силовых машин» до сих пор ждут от Highstat Алексея Мордашова оферты – ведь после покупки пакета Siemens доля компании Мордашова в «Силмашинах» выросла до 95,3%. Теперь они беспокоятся, что могут и не дождаться: Мордашов может попытаться «представить дело так, что якобы по акциям нового, консолидированного выпуска мажоритарный акционер не несет перед миноритарными акционерами никаких обязательств», цитирует «Интерфакс» одного из миноритариев. Но вчера руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин вновь заступился за миноритариев компании Мордашова. Он написал в своем блоге, что консолидация не отменяет обязанности Highstat по выставлению оферты миноритариям. А рыночную цену оферты (акции «Силовых машин» с декабря не торгуются) может определить независимый оценщик. Панкин напомнил, что ФСФР направила Highstat предписание о необходимости выставить оферту. Ответа, по его словам, до сих пор нет. Представитель Мордашова говорит, что оферта будет, не называя ее сроков.