Вылетели из «Татарстана»

Правительство Татарстана и болгарский холдинг «Химимпорт» не станут, как планировалось раньше, акционерами объединенной авиакомпании на базе региональных перевозчиков «Ак барс аэро» и «Татарстан»

«Химимпорт»

Холдинговая компания. Основной акционер: «Химимпорт Инвест АД» (76,57%). Капитализация – 206,7 млн левов ($139,6 млн). Активы (на 31 декабря 2011 г.) – 1,4 млрд левов ($900 млн). Чистая прибыль (2011 г.) – 92 млн левов ($60,9 млн). Владеет активами в финансовом секторе, строительстве, химической и транспортной отраслях, занимается операциями с недвижимостью.

ОАО «Холдинговая компания «Ак барс»

Управляющая компания. Акционеры (на 31 декабря 2010 г.): Минземимущество РТ (28,05%), госхолдинг «Связьинвестнефтехим» (16,05%), банк «Ак барс» (7,65%), ООО «Торговый дом «Ак Барс» (46,22%). Финансовые показатели (2010 г., консолидированная отчетность): выручка – 30,2 млрд руб., чистая прибыль – 411 млн руб. Управляет группой промышленных, строительных, сельскохозяйственных, пищевых, транспортных и торговых предприятий.

Об изменившихся планах «Ведомостям» рас­сказал президент Татарстана Рустам Минниханов. По его словам, развивать новую компанию будет холдинговая компания «Ак барс». (Ее контролирует правительство РТ.)

В декабре 2011 г. глава республиканского минтранса Ленар Сафин и генеральный директор «Ак барса» Иван Егоров говорили, что «Химимпорт» получит 15% в создаваемой объединенной компании, 10–13% будет у правительства Татарстана, остальное – у «Ак барса».

«Химимпорт» принял решение сконцентрироваться на аэропортовом бизнесе в партнерстве с правительством Татарстана, сказал Минниханов. «Наши болгарские партнеры, – продолжает он, – в авиаперевозки [авиакомпанию «Татарстан», см. врез] пришли, потому что мы их попросили. К сожалению, и кризисы, и регламенты «такие самолеты можно, такие нельзя» вызывают много сложностей. Я сказал: мы – правительство – больше в этом бизнесе участвовать не будем. Мы потеряли там много денег. Обеспечить эффективную работу авиакомпании не сумели. Я предложил болгарам остаться, но они тоже решили, что этот бизнес для них не столь первостепенный».

По словам Минниханова, сыграло роль и требование Федеральной антимонопольной службы развести аэропортовый бизнес и авиаперевозки в схеме партнерства республики и «Химимпорта». Чтобы выполнить условие ФАС, предполагалось учредить два СП – «Тат-авиа», управляющую компанию для развития международного аэропорта «Казань» (она в процессе создания), и ЗАО «Тат-аэро» (см. врез).

В «Тат-авиа» «Химимпорт» представляет Bulgarian Avia­tion Group, которая входит в его транспортный дивизион, СП создается на паритетных началах с РТ. «Химимпорт» уже вложил 1 млрд руб. в реконструкцию базового для авиакомпании «Татарстан» казанского аэропорта (построен в 1979 г.) и обещает еще столько же.

Коммерческий директор Bulgaria Aviation Group Пламен Атанасов вчера сказал «Ведомостям», что компания и не собиралась участвовать в авиабизнесе.

Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев (в 1999–2009 гг. возглавлял АК «Татарстан») утверждает, однако, что, «когда болгары пришли в 2008 г., они, засучив рукава, взялись за авиакомпанию, но у них не получилось». Он предполагает, что их попросили оставить бизнес из-за «неэффективного участия». В феврале 2009 г. Минниханов критиковал «Химимпорт» на коллегии минтранса, а месяц спустя профсоюзный комитет АК «Татарстан» написал президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, что «Химимпорт» намеренно ведет компанию к банкротству.

«Если государство неэффективно управляет авиакомпанией, не успевает и не получает отдачи, оно должно отдать это бизнесу. Все правильно, надо уходить, – считает председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» (занимается чартерными авиаперевозками) Азат Хаким. – Думаю, «Ак барс аэро» понимает, за что берется. Если правильно выстроить действия, можно достичь результатов». Хакима не удивляет, что болгар не интересует авиакомпания. «Если им предлагают меньше 50%, какой же здесь интерес? Это не тот актив, который приносит прибыль, – одна головная боль и убытки. Болгарам надоело дотировать авиабизнес, они не готовы больше вкладываться», – говорит он.

Представитель «Ак барса» не ответил, как холдинг планирует развивать будущую объединенную авиакомпанию. На конец 2010 г. долг авиакомпании «Татарстан» достиг 999,3 млн руб., чистый долг – 970,7 млн руб. (данные отчетности, более поздних сведений нет). Усилиями топ-менеджмента «Татарстана» и при непосредственной поддержке «Ак барса» сумма долга «неукоснительно уменьшается», утверждает сотрудник пресс-службы «Татарстана». Цифр он не раскрыл.

Минниханов не исключает, что республика когда-то совсем выйдет и из аэропортового бизнеса. Но не в ближайшее время: аэропорт – «это стратегический объект».