План по кассе

Фильмы продюсеров, которые получают деньги из госбюджета, должны собрать в этом году не менее 12% от общей кинокассы России – такой норматив для них решили установить чиновники. Если фильмы столько не соберут, господдержка кино сократится

Объем бюджетной поддержки кинопроизводства будет зависеть от эффективности работы продюсеров, критерием эффективности должна стать доля кинокассы, которую собирают фильмы крупнейших отечественных кинокомпаний. О таком решении попечительского совета государственного кинофонда «Ведомостям» рассказали три участника состоявшегося 7 марта заседания совета.

Кинофонд создан для поддержки производства массового кино, он распределяет равные суммы между так называемыми лидерами – крупнейшими кинокомпаниями в России, а также поддерживает социально значимые фильмы и анимацию. Чиновники рассчитывали, что, инвестируя в самых эффективных продюсеров, государство обеспечит «качественный рывок» в отечественной киноиндустрии. В список лидеров попали «Три тэ» (Никита Михалков), «Дирекция кино» (Анатолий Максимов и «Первый канал»), «Централ партнершип» («Профмедиа»), Art Pictures (Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский), СТВ (Сергей Сельянов), «Профит» (Игорь Толстунов) и «Базелевс» (Тимур Бекмамбетов).

В этом году фонд получил из бюджета 3,8 млрд руб., из них около 2 млрд руб. будет распределено между лидерами. Это практически совпадает с расходами фонда в 2011 г. При этом количество компаний-лидеров вырастет в этом году до 10 (см. врез). Но чтобы получать такую же господдержку и дальше, лидеры должны будут заметно увеличить свою долю в прокате. Государству важно, чтобы российские зрители смотрели российское кино, объясняет один из чиновников: «Мы хотим знать, что именно мы покупаем, на какой результат можно рассчитывать, вкладывая такие деньги в кино».

По данным фонда, в 2011 г. фильмы лидеров, поддержанные из бюджета, собрали 9,6% общей кассы в России (она составила 35,3 млрд руб.). За 2012 г. лидеры, решил попечительский совет, должны будут собрать не меньше 12% национальной кассы, рассказали несколько участников заседания и подтвердил исполнительный директор фонда Сергей Толстиков. Если доля не будет достигнута, объем финансирования уменьшится, рассказали два чиновника, знакомые с вопросом. Но за перевыполнение норматива продюсеров поощрять не станут, говорят они.

Российские фильмы все больше проигрывают в конкуренции с Голливудом. В 2008 г. российские картины собрали 25,7% национальной кассы, в 2010 г. – только 15,5%, а в прошлом – 16%. В абсолютном значении сборы российских фильмов в 2008–2011 гг. выросли на 9% до 5,64 млрд руб.

Доля в 12% была определена с учетом оценок самих лидеров, говорит один из продюсеров, знакомый с расчетами чиновников. Осенью 2011 г. кинокомпании-лидеры публично сообщили свой общий прогноз: их фильмы соберут в этом году 6,2 млрд руб., или около $200 млн. Вся национальная касса в этом году, по оценке Movie Research, вырастет на 12,5% до $1,35 млрд.

Руководители большинства компаний-лидеров, опрошенные «Ведомостями», говорят, что достичь доли в 12% им будет практически нереально или крайне трудно, но ни один из них не захотел комментировать это официально. Чтобы выполнить новый норматив, лидерам необходимо вырасти в 2 раза быстрее рынка, указывает один из них.

Показатели эффективности – правильная идея, согласны руководители четырех компаний-лидеров, но уровень сборов нужно определять в абсолютных показателях, а не в доле рынка, ведь она слишком зависит от качества иностранных релизов.