Зарубежная недвижимость: Незваный друг

Жилье в приятной местности, где можно жить наездами, – мечта многих американцев.
ITAR-TASS

Но те, кому удалось эту мечту осуществить, сталкиваются с проблемой: друзья настойчиво набиваются в гости.

Мы все любим друзей. Но готовы ли мы видеть их в своей кровати? С таким вопросом мы с мужем столкнулись, купив на Манхэттене квартиру, в которую надеемся переехать, выйдя на пенсию. От друзей посыпались намеки и прямые просьбы о том, чтобы остаться в квартире на ночь, когда нас там не бывает. «Прекрасно! Теперь есть где остановиться в Нью-Йорке!» – радостно произносят друзья, коллеги, а иногда и не очень близкие знакомые. Ответ «нет» создает неловкость. «Почему ты не можешь дать мне ключи?» – спросил один из друзей, собиравшийся с женой в театр на Манхэттене. Муж вежливо ответил, что в доме строгие правила проживания. Друг больше с ним не разговаривает.

В США 7,9 млн домов, не предназначенных для основного проживания (данные Национальной ассоциации риэлторов США). Из-за падения цен на жилье они стали доступнее. «Некоторые загородные дома до неприличия дешевы, – говорит представитель ассоциации Уолтер Молоуни. – Это часть культуры беби-бумеров среднего возраста и достатка». «Это покупка стиля жизни», – добавляет он.

Но как сохранить отношения с друзьями, которые смотрят на ваш дом как на бесплатное жилье? Среднестатистический владелец проводит в загородном доме 39 ночей в год. 326 ночей в год дом пустует. Некоторые владельцы не против иногда пускать в дом друзей, но без смущений говорят: «извините, это только для семьи» или «извините, но дом так не используется». Некоторые вообще не говорят друзьям о недвижимости. Самые смелые не боятся просить друзей оплатить часть расходов на содержание.

Остальные хотят сделать друзьям приятное – и вынуждены терпеть многочисленных гостей, потерю времени, повреждения в доме и утрату личного пространства. Это не считая ипотеки и расходов на содержание дома.

21 год назад психотерапевт из Калифорнии Тони Суит с мужем купили в Тоскане перестроенный 200-летний сарай с видом на рыночную площадь, толстыми каменными стенами и шестью спальнями. «Все хотели приехать к нам в гости», – вспоминает Суит. Она получала по 20–30 просьб в год: «Это был кошмар, мы не могли справиться с таким количеством друзей».

Затем в гости стали проситься друзья друзей и дети друзей. Люди подходили к Суит в церкви и на вечеринках. «Они вели себя очень смело», – вспоминает Суит. Ей приходилось по многу раз возить гостей по одним и тем же достопримечательностям. Прошло 10 лет, прежде чем Суит начала проявлять твердость. Друзей стала переадресовывать в отели. Теперь гостям разрешалось приезжать, только когда Суиты были в Италии. У них должна была быть своя машина и планы, как провести время. Готовить на всех Суит перестала. Тем не менее шесть лет назад дом пришлось продать. Если бы люди платили за проживание, его, возможно, удалось бы сохранить. «Он бы окупался», – вздыхает Суит.

Кто-то начинает брать с друзей деньги. Том Хэддок, инвестор в секторе недвижимости из штата Вирджиния, 25 лет сдавал внаем кондоминиум в Оушен-сити. Но часть времени 2-этажный дом с видом на океан простаивал. Хэддок начал пускать туда друзей и родственников. «По сути, мы платили за них, – говорит он, – а потом получали поздравительные открытки: «Было так здорово! Может быть, снова в следующем году?» Еще гости оставляли подарки – символические. Содержание дома обходилось в $38 000 в год, а гости нередко оставляли бутылку вина за $10. Хэддоку с женой приходилось убирать за гостями, которые не стеснялись спрашивать, поменяли ли им постельное белье.

В 2011 г. Хэддок предложил друзьям и родственникам «клубное членство»: $2000 за право провести в кондоминиуме три недели плюс $10 за каждую ночь и расходы за уборку. Некоторые из тех, кто пользовался его гостеприимством бесплатно, от предложения отказались, но быстро нашлось 13 желающих. «Теперь я получаю $30 000 в год и уже не так злюсь, как когда приходилось за всех платить», – говорит Хэддок.

Один из способов решить проблему – покупать второй дом в отдаленном месте. Или не покупать вообще. Если же купить дом на Гавайях, во Флориде или Нью-Йорке, смело можно вешать вывеску

«Отель: проживание и завтрак».

10 лет назад сценарист Ричард Таггл из Калифорнии унаследовал родительский дом на острове Юпитер (штат Флорида). Часть времени он его сдавал. Но когда Таггл сам ехал туда, к нему всегда хотели присоединиться друзья. Они просто спрашивали: «Когда ты едешь на Юпитер? Мы бы тоже поехали с тобой». «На День Благодарения, Рождество и весной со мной было восемь дармоедов, – смеется Таггл. – И список с каждым годом растет». Он не против делить с друзьями дом с двумя спальнями в 5 минутах ходьбы от пляжа. Но обращает внимание на то, как гости выражают благодарность: «Если оставляют велосипед в подарок, добро пожаловать снова. Если только волосы в сливе ванны – то нет».

Те, кто пытался напроситься в гости и получил отказ, не любят об этом говорить. Моя соседка недавно позвонила подруге, у которой есть дом на Гавайях, и сказала, что хочет приехать повидать ее. Ответ был: «Отлично. Я посоветую тебе отель». «Я переваривала это целую минуту, – говорит соседка. – Она ведь сказала мне, что будет рада моему приезду, но не хочет видеть меня у себя в доме».

Неуплата за проживание

Анна Шушкова, эксперт офиса «Добрынинское» компании «Инком-недвижимость»:

– Мы сталкиваемся с похожими ситуациями, но в основном в городе. Например, надолго уезжая за границу, владелец разрешает дальним родственникам или знакомым пожить в московской квартире и в качестве ренты просит лишь оплачивать коммунальные платежи. Вернувшись на родину, он, конечно, не спешит проверять, исправно ли его «арендаторы» платили по счетам. А через какое-то время находит в почтовом ящике платежку с огромным долгом. Родственники рассудили: тот, кто имеет квартиру в столице, может и сам оплатить расходы за отопление и электричество.