Ориентиры: Пока не забыты обещания

В преддверии выборов практически все политики вели речь о жилье.

Дмитрий Медведев сетовал на то, что 60% населения хотели бы изменить свои жилищные условия, а премьер говорил о снижении доступности жилья. Другие политики также не обходили квартирный вопрос вниманием. Хотелось бы услышать о мерах, которые планирует принять новая власть для улучшения условий жизни своих избирателей.

Не будем врать друг другу

В одной из программных статей, опубликованной 13 февраля в «Комсомольской правде», кандидат в президенты России и действующий (на тот момент) премьер-министр писал: «По расчетам экспертов, если откладывать всю зарплату, то на квартиру в 54 кв. м в 1989 г. можно было накопить за 2,5 года, а сейчас – за 4,5». Не вдаваясь в историю рынка недвижимости в прошлом веке, изучим реалии сегодняшнего дня – для москвичей.

Средняя цена предложения 1 кв. м на вторичном рынке типового жилья в Москве в январе 2012 г. составила 170 000 руб., т. е. стоимость квартиры в 54 кв. м – 9,18 млн руб. (не считая расходов на сделку). 4,5 года – это 54 месяца. Разделив стоимость квартиры на количество месяцев, необходимых по версии Владимира Путина, получим 170 000 руб. Именно такой доход надо иметь, чтобы уложиться в заявленные 4,5 года при покупке квартиры.

Средняя зарплата по Москве в 2011 г., по официальным данным, составила примерно 45 000 руб. При такой зарплате для покупки квартиры стоимостью 9,18 млн руб. необходимо работать 204 месяца, или 17 лет. Это примерно половина всего трудового стажа. То есть половину своей активной жизни человек должен потратить на то, чтобы заработать на крышу над головой в старости. Реальные цифры и должны быть отправной точкой в расчетах.

Поиск виновных в создавшейся ситуации не увеличит зарплату и не снизит цены на квартиры. Просто констатируем факт: ситуация с обеспечением жильем в России плохая. По имеющимся данным, средняя площадь жилья на одного человека в России составляет чуть больше 20 кв. м, в странах Западной Европы – около 40 кв. м, в США – около 60 кв. м (но в США учитывают и загородное жилье).

Одним из вариантов может стать примерно такой расчет: отдельная комната в 18 кв. м на каждого члена семьи плюс 10 кв. м общей площади и одна общая комната (еще 18 кв. м). Итого на семью из трех человек будет приходиться 72 кв. м жилой площади и 30 общей (кухня, ванная, туалет, коридор). Каждому по 33 кв. м в среднем. Это не европейские 40 кв. м, но и не российские 22. Для этого необходимо увеличить площадь жилфонда страны в 1,5 раза.

Что такое 1,5

На сегодняшний день площадь жилого фонда Москвы составляет 200 млн кв. м. Чтобы увеличить эту площадь в 1,5 раза, необходимо построить еще 100 млн кв. м жилья, в текущих ценах себестоимость строительства составит 17 трлн руб., или $566 млрд. Эта цифра превышает размер золотовалютных резервов России. И речь идет только о Москве, где проживает всего около 10% населения страны.

В лучшие годы стройкомплекс Москвы вводил в действие почти 5 млн кв. м жилья в год. Для возведения 100 млн кв. м понадобится не менее 20 лет, а с учетом строительства коммуникаций – и того больше. Фактически надо возвести еще один город для проживания 5 млн человек. А это новый Санкт-Петербург. Вот что такое увеличение средней площади жилья на человека всего в 1,5 раза и только в Москве. А если в 2, как в Европе, или в 3, как в США?

К чему бы это все?

А к тому, что 20-летние попытки государства увернуться от решения жилищных проблем своих граждан ни к чему значимому не привели и не приведут. Слишком велики масштаб работ и объем денег. Граждане не против финансового участия в улучшении качества собственной жизни, но против того, чтобы деньги, вложенные в это улучшение, пошли прахом.

Американская ипотека и немецкие стройсберкассы пока не подходят. Само общество не готово к ведению безнадзорного честного бизнеса. Если государство хочет вплотную заняться решением квартирного вопроса граждан, то оно должно честно признать, что на данном этапе развития страны без участия власти этот вопрос неразрешим. И взять на себя организующую роль в жилищном строительстве. На первом этапе – обеспечить сохранность денежных средств граждан, направленных на улучшение их жилищных условий, и контролировать процесс превращения их в реальные квартиры, а не в доходы участников строительного бизнеса. И уже после возникновения обычаев делового оборота в этой сфере, после создания правовой базы на основе этих обычаев можно подумать о передаче этих функций саморегулируемым организациям.

Пока мяч на поле государства.