Повесть о настоящем в инвестбанке

Грег Смит, проработавший в Goldman Sachs 12 лет, громко хлопнул дверью на прощанье – его публичное письмо о деградации нравов в банке обрушило котировки более чем на 3%

Без выгоды. Джейми Даймон

Гендиректор JPMorgan – сотрудникам. «Я не хочу, чтобы кто-то здесь пытался извлечь выгоду из обвинений в адрес конкурента или из слухов – никогда, так мы бизнесом не занимаемся».

Акции Goldman в среду подешевели на 3,35% (капитализация сократилась на $2,5 млрд) после публикации в The New York Times открытого письма Смита. Накануне Федеральная резервная система США (ФРС) сообщила, что 15 из 19 крупнейших банков страны справились со стресс-тестами, и акции многих банков в среду росли. На 3,4% снизились котировки неудачника стресс-тестов – Citigroup, которому придется повторно представить ФРС план по капиталу. Индекс S&P 500 в среду снизился на 0,12%.

Смит, начальник отдела деривативов на американские акции из европейского отделения Goldman, решил покинуть банк после 12 лет работы в нем, поскольку больше не может выносить царящую в нем «ядовитую и разрушительную» корпоративную культуру. «Мне становится плохо, когда я вижу, как беззастенчиво люди говорят о том, как бы им обобрать своих клиентов. За прошедший год я наблюдал, как пять управляющих директоров называли клиентов «маппетами», – пишет Смит (имеются в виду куклы-зверушки из известного «Маппет-шоу»; от англ. marionette – «марионетка» и puppet – «кукла»). Впрочем, маппетами клиентов называют не только в Goldman, это известное на Уолл-стрит прозвище для туповатых клиентов, отмечает WSJ. «Я участвую во встречах по продажам деривативов, на которых ни минуты не тратится на то, чтобы обсудить, как мы можем помочь клиентам. Речь идет только о том, как мы можем по максимуму на них заработать», – утверждает Смит. В деградации корпоративной культуры Goldman он обвиняет гендиректора Ллойда Бланкфейна и президента Гэри Кона.

33-летний Смит был исполнительным директором в лондонском подразделении Goldman. В Нью-Йорке его должности соответствует ранг вице-президента, таких людей в Goldman около 12 000 из 30 000.

Бланкфейн и Кон написали письмо сотрудникам, в котором отметили: Смит не обращался с претензиями или жалобами в соответствующие службы контроля банка, в компании такого размера всегда найдется кто-то недовольный, а в ходе недавнего опроса 89% сотрудников Goldman заявили, что считают, что банк предоставляет клиентам «исключительное обслуживание». «Мы будем успешны, только если наши клиенты будут успешны. Эта фундаментальная истина определяет основы нашего поведения», – говорится в заявлении, которое распространил Goldman после публикации письма Смита.

Письмо Смита вызвало разнородную реакцию. Бывший председатель ФРС Пол Волкер, автор «правила Волкера», ограничивающего торговые операции банков на собственные средства, назвал письмо Смита «радикальным, сильным» текстом. «Боюсь, что это бизнес, который вызывает много конфликтов интересов», – отмечает он (цитата по Bloomberg).

Сотрудник Merrill Lynch (входит в структуру Bank of America) рассказал Bloomberg, что его команде запретили рассылать письмо Смита клиентам.

«Это причиняет им вред, – говорит управляющий партнер рекрутинговой Veni Partners и бывший банкир Citigroup Стефан Рамбоссон, – репутация фирмы пошла вниз, и многие герои завтрашнего дня сидят и думают, а хочу ли я быть с Goldman?» (цитата по Bloomberg).

Goldman Sachs – cамый прибыльный инвестбанк: с 1999 г., когда он стал публичной компанией (ранее Goldman был партнерством), у него было всего два убыточных квартала. В 2007 г. Goldman заработал рекордные на тот момент $11,6 млрд прибыли, а уже через год после кризисного 2008-го, в 2009 г., – $13,39 млрд. Но в июне 2010 г. банк согласился заплатить $550 млн, чтобы урегулировать обвинения в обмане инвесторов при продаже им в 2007 г. обеспеченных долговых обязательств (CDO) под названием Abacus («счеты»). Даже после этого Goldman не изменил отношения к клиентам, утверждает Смит. Но клиенты по-прежнему Goldman доверяют. В 2011 г. он занял первое место по консультированию поглощений и размещения акций (данные Bloomberg).

Скепсиса и критики в адрес Смита тоже хватает. «Утверждение, что Goldman все больше гонится за прибылью, иногда за счет клиентов, и то, что его сотрудники используют грубый и неуважительный язык, вряд ли можно назвать новостью», – говорит основатель хедж-фонда T2 Partners Уитни Тилстон.

Семь бывших партнеров и управляющих директоров Goldman на условиях анонимности говорят, что к письму Смита не стоит относиться серьезно, поскольку это сотрудник низкого ранга и, возможно, недоволен вознаграждением или карьерой. В 2011 г. бонусы многих сотрудников сократились по меньшей мере наполовину, в Лондоне и Нью-Йорке некоторые не получили бонусов вообще, рассказали WSJ люди, знакомые с ситуацией в банке.

Смит пришел в Goldman в 2001 г. сразу после окончания Стэнфордского университета – через два года после того, как инвестбанк стал публичным. После этого его корпоративная культура действительно изменилась: Goldman стал больше думать о прибыли и больше рисковать. Его инвестиции увеличились с $1,4 млрд в 1998 г. до $13,96 млрд в 2008 г.

Вчера акции Goldman Sachs к 20.00 МСК подорожали на 2,4%.