Фотобиеннале: Болинь почти не виден

Из выставок Фотобиеннале-2012, открывшихся в фонде «Екатерина», пристальное внимание привлекает «Человек-невидимка» Лю Болиня, мастера прикидываться то журналом, то драконом
Courtesy of Liu Bolin/ Galerie Paris-Beijing

Китайцы, как известно, искусны и трудолюбивы, и Лю Болинь неутомим в творчестве. Он не просто тиражирует найденный прием, но каждый раз добивается нового эффекта, усложняя задачу. Вот он фотографируется на фоне полуразрушенной стены, выкрашенный в пыль и кирпич, чтобы слиться с развалинами. А потом, раскрашенный под цветные корешки, оборачивается книжной полкой – только по глазам и найдешь. Он смело ложится на асфальт, прикидываясь разметкой на шоссе, а потом замирает среди деревьев, разрисованный в стволы и просвет между ними. Он виртуозно вписывается в хвост декоративного дракона и в стену итальянского донжона, так что кажется – Болинь прозрачный.

Иногда на фотографии героя и не найдешь, но чаще обнаруживаешь почти сразу, так что не утомляешься поиском, а только дивишься: надо же такое придумать! И все по-честному, никаких компьютерных ухищрений: Лю Болиня камуфлируют под пейзажи, вещи и интерьеры, а потом фотографируют. Получается и перформанс с документацией, и боди-арт, и живая скульптура.

Художники обычно стараются любой ценой выделиться, а Лю Болинь, наоборот, прячется. Таким вот образом и стал заметен. 38-летний магистр изящных искусств со своими работами уже поездил по миру, вызвал интерес у публики и попытку критики проанализировать смысл им содеянного.

Можно, разумеется, рассуждать о полной потере собственного лица в большом городе или нервическом желании современного человека спрятаться – так делают европейцы, уверенные, что современное искусство рождает новые смыслы или проявляет болевые точки общества. Но лучше относиться к искусству Лю Болиня как к декоративному, сходному с виртуозной резьбой по кости, существующему только ради предъявления китайской искусности, трудолюбия и мастерства.