Кипр на двоих

Минтранс пересмотрел авиационные соглашения с Кипром, но, несмотря на рекомендации правительства, назначенные перевозчики здесь по-прежнему «Аэрофлот» и «Трансаэро»

На прошлой неделе Минтранс и авиационные власти Кипра завершили пересмотр межправительственного соглашения об авиасообщении между двумя странами, назначенными перевозчиками на популярных рейсах в Ларнаку и Пафос остались «Аэрофлот» и «Трансаэро» соответственно, сообщил «Ведомостям» представитель Минтранса. С кипрской стороны на обоих направлениях один назначенный перевозчик – Сyprus airways.

Единственное послабление, которое внесли чиновники в межправсоглашение, – сняли ограничения на чартерные полеты в Ларнаку и Пафос из Москвы и регионов с 1 июня по 20 сентября. Прежде авиакомпании должны были согласовывать свои чартерные программы с Минтрансом и назначенным на зарубежном направлении перевозчиком (см. врез). Но границы чартерных программ на Кипр шире – с мая по октябрь, поэтому согласования в любом случае нужны, объясняет сотрудник одной из авиакомпаний. «Трансаэро» запросила разрешение на полеты в Ларнаку с мая, но получила от «Аэрофлота» отказ, рассказывает источник в «Трансаэро». У «Аэрофлота» достаточно ресурсов, чтобы самостоятельно перевезти пассажиров, заявил на это источник в авиакомпании. Представители обеих авиакомпаний от комментариев отказались.

Кипр по итогам 11 месяцев 2011 г. стал одним из самых динамично растущих направлений авиаперевозок наряду с Германией и Грецией – страну посетили 328 000 россиян, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Пока сложно сказать, хватит ли у назначенных перевозчиков собственных сил, чтобы обслужить растущий поток, отмечает она. Кипр уже оказывался в центре скандала. Летом 2010 г. Росавиация (тогда она согласовывала чартерные программы) сначала выдала, а потом из-за несогласия назначенного перевозчика «Аэрофлота» отозвала допуск в Ларнаку у «Трансаэро». Последней лишь в конце сезона удалось отстоять свое право на эти рейсы.

Надежда на либерализацию появилась, когда чиновники начали обсуждать идею ставить на каждое направление не по одному, а по два назначенных перевозчика. 20 февраля первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минтрансу при заключении межправсоглашений «считать приоритетным поэтапное внесение изменений в части назначения со стороны Российской Федерации, как правило, не менее двух авиаперевозчиков» (копия поручения есть у «Ведомостей»), снять ограничения для чартеров. Почему поручение не исполнено в отношении Кипра, представитель Минтранса не объяснил, сказав лишь, что это было обоюдное решение сторон. Минтранс не саботирует рекомендации, считает представитель секретариата Шувалова. Просто после совещания прошло очень немного времени, а «для того чтобы система заработала, необходимо создание рабочей группы и соответствующих методик», добавляет он.

Ситуация с итогами пересмотра межправительственных соглашений на Кипр – тревожный звонок, похоже, власти сворачивают объявленную только-только начавшуюся либерализацию рынка авиаперевозок, не согласен руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Особенно ситуация с Кипром показательна перед майскими переговорами с властями популярных у россиян Скандинавских стран, Франции и Испании, добавляет Рыбак.